Примерное время чтения: 9 минут
125

Как ректор университета стал священником

Общество воспитывает нехристей

В 80-х годах по учебникам инженерного творчества автоматизации проектирования профессора, доктора технических наук Александра ПОЛОВИНКИНА, ректора Волгоградского университета, учились студенты всего Советского Союза.

- МЕНЯ до сих пор удивляет, что, прожив полстолетия в неверии, зная верующих людей и имея к ним почтительное отношение, я ни разу не озадачился вопросами: существует ли на самом деле Бог и что есть вера для человека и России? Удивляет потому, что в течение всей жизни интересовался, вникал и любил изобразительное искусство, литературу, классическую музыку, русские песни, историю, церковную архитектуру, народное творчество. И в своей основной научной работе наряду с решением частных задач изучал такие широкие области, как инженерное творчество и закономерности развития техники. Весь этот круг интересов и занятий, несомненно, соприкасался с духовной культурой и религиозной жизнью людей.

Пытаюсь объяснить это тем, что жил и воспитывался с детства в бездуховном обществе с односторонним материалистическим сознанием и постоянно испытывал мощное, тотальное влияние системы атеистического воспитания. Эта система формировала воинствующих атеистов, отрицающих Бога, или абсолютно нейтральных людей, не только не знающих Бога, но и не допускающих в сознании даже мыслей о Боге или считающих раздумья о Нем бессмысленными. В итоге из меня получился человек, не знающий Бога и имеющий абсолютно нейтральное отношение к Нему.

В период ректорской работы мне пришлось соприкоснуться с явлениями аморальных и уголовных проступков студентов и преподавателей. Тогда, увлеченный личной исследовательской работой и компьютеризацией вуза, я впервые серьезно задумался над проблемой аморального поведения и нравственного состояния студентов и сотрудников института. Проанализировал статистику нарушений за последние пять лет и увидел ускоренное их возрастание.

Мои размышления привели к убежденному выводу: главная проблема нашего вуза состоит не в компьютеризации учебной и научной работы, а в нравственном оздоровлении коллектива. Этот вывод привел к вопросу: как это осуществить?

Ответ нашел в Евангелии. Однажды я ехал в поезде в Москву, и ко мне в купе подсел пассажир до следующей станции. Разговорились. Я поделился с ним своими заботами о нравственном воспитании. Внимательно выслушав меня, попутчик сказал: ответ на все ваши вопросы есть в единственной книге, которая называется Евангелие.

Я занялся изучением Евангелия. Узнал, какие законы и заповеди обеспечивают нравственную жизнь человека в обществе. Как специалист по системному анализу, представил все заповеди в виде таблицы и был весьма доволен: вот она, искомая истина, - на одном листочке!

Но одновременно во время чтения Евангелия у меня возникло много вопросов. Мой лукавый, духовно безграмотный ум увидел в Евангелии смущающие меня противоречия и несуразности. В это же время возник и главный мучительный вопрос: был ли Христос Сыном Божиим и Богом?

При очередном размышлении уже над этим вопросом возникла неожиданная и, может быть, абсурдная идея сравнить систему нравственных законов и систему законов механики. Это сравнение по четырем показателям привело к следующим выводам:

  • Сложность рассматриваемых объектов.
    Законы механики отражают относительно очень простые объекты - твердые тела, жидкости, газы, а нравственные заповеди - наиболее сложный объект - человека.

  • Время формирования системы законов.
    Система законов механики формировалась более двух тысяч лет, а система нравственных законов была сформулирована только за три года в проповедях и высказываниях Христа.

  • Число авторов - создателей системы законов.
    Систему законов механики создавали и уточняли несколько десятков великих ученых, а система нравственных законов имеет одного автора - Иисуса Христа.

  • Полнота и истинность созданной системы законов.
    Система законов механики доныне не имеет окончательной полноты и истинности, она продолжает расширяться и уточняться. А система нравственных законов за две тысячи лет не имела уточнений и изменений, т. е. сразу была дана как полная и истинная.

Во время созерцания этих парадоксальных итогов сравнения меня пронзила мысль, относящаяся к системе нравственных законов: такую сложную систему, отвечающую требованиям полноты и истинности, за такое короткое время не мог создать человек самой высшей гениальности! Значит, Иисус Христос не был только человеком! А Он был Тем Создателем и Управителем всего, для Кого и создание системы нравственных законов вполне возможно!

Каждый день благодарю Бога, что дал мне новую жизнь

- Какой у вас сан?

- Священник. Есть белые и черные священники: черные - из монашества, а белые - верующие, семейные люди, также желающие послужить Богу, Церкви и Отечеству.

- Как человек может стать священником?

- Либо у человека появляется духовное желание служить, либо архиерей, замечая подходящего человека, приглашает его на такое служение. Вот почему некоторые священники не имеют духовного образования, не оканчивали ни семинарию, ни духовную академию. Приходят из мира и... возрастают.

- Как происходит рукоположение в сан?

- Сначала архиерей приглашает кандидата в священники поучаствовать в службах. Я, например, два года помогал в алтаре, прежде чем стал диаконом. А еще через год меня рукоположили в священники. Служу уже 4-й год. Архиерей Митрополит Герман до этого меня уже хорошо знал, мы вместе создали православный университет, тесно сотрудничали, часто встречались.

- Значит, вам пришлось оставить любимую научную работу?

- Нет, научную работу я не оставил. Вера и христианское учение помогают на духовно-нравственной основе разрабатывать новые подходы в системном проектировании и инженерном творчестве на более высоком уровне.

- Как семья отнеслась к вашему решению податься из ректоров в священники?

- Сначала отнеслись настороженно. Супруга у меня благоразумная, осторожная женщина. Она говорила: зачем оставлять удачно складывающуюся научную карьеру и начинать с нуля в совершенно новой сфере? Но прошло какое-то время, и она сама, как верующий человек, увидела смысл и общественную пользу моего священнического служения.

- Вы ни о чем не жалеете?

- Я каждый день благодарю Бога за то, что он дал мне новую жизнь. Может, она и более трудная, чем была до этого, но Господь дает мне силы.

- В материальном плане, наверное, вы потеряли?

- Все зависит от потребностей человека. Мне хватает того, что имею.

- Отец Александр, Православие сегодня, слава Богу, возрождается, однако в нравственном плане, если судить по кинофильмам, телевидению, литературе, наше общество по сравнению с прошлыми годами теряет. С чем это связано?

- Существуют как законы физические, так и законы духовные. Все мы хотим, чтобы наша молодежь была нравственной, но этого никогда не произойдет, если у них не будет обустроена совесть и стыд. Что такое совесть и стыд? Это духовные качества человека, которые невозможно разбудить без веры в Бога. Это главное. Совесть и стыд невозможны на уровне ума. Они возможны только на уровне сердца.

- А если человек не является глубоко верующим?

- Человеку даются разные дары, например способности к математике или рисованию. Наряду с другими дарами ему от природы, от рождения могут быть даны и дары совестливости. Увы, к сожалению, одаренных людей не так уж много. Как мало талантливых поэтов, художников, так мало и людей, одаренных совестливостью от рождения.

- Если это заложено от природы, почему при тех же внешних условиях одни люди совестливы, а другие...

- Во-первых, мы все несем первородный грех, а во-вторых, грехи родителей и дедов переходят в некоторой мере на детей.

- Тема духовной генетики волнует многих. Мы грешим, а расплачиваться за наши грехи зачастую приходится нашим потомкам.

- Есть такое понятие - телегония. Объясню на примере. У молодой русской пары, живущей в законном браке, неожиданно рождается ребенок, похожий на казаха. Кто виноват? Жена, согрешившая с казахом? Совсем не очевидно. Вполне вероятно, что до свадьбы у мужа были интимные отношения с казахскими женщинами.

- К вере люди приходят в разном возрасте и по разным причинам. Отсюда вопрос: что первично - внутреннее состояние души или благие дела?

- Каждому Господь дает свой путь. Как-то я спросил у одной женщины: давно ли вы веруете? Она ответила, что верить-то верила, но никогда не относилась к этому со всей глубиной и серьезностью. Ее отношение к вере в корне изменилось после такого случая: она вышла замуж и в течение двух лет никак не могла забеременеть. Ходила к врачам, знахарям, ничего не помогало. И однажды какая-то простая женщина посоветовала ей попросить помощи у Богородицы. Та так и сделала и практически сразу же зачала. Теперь она каждый день ходит в церковь и благодарит Бога. И это не показная вера: она ее приняла не только душой, но и духом. А многие верят теплохладно, читают религиозную литературу, которую понимают только умом, но не воспринимают сердцем. Кстати, читать много такой литературы вообще вредно: развивается умственное и фарисейское постижение Бога, тогда как сердечная духовная вера не возрастает.

- Сейчас появилась мода на веру. По телевизору показывают, как сильные мира сего, склонив головы, стоят в храме, а в жизни деяния их не благие. Это зачастую вызывает раздражение.

- А я, видя таких, радуюсь. Радуюсь, что они пришли в Божий храм. От этого человек никогда не станет хуже, а лучше станет обязательно, пусть даже чуть-чуть.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно