В ходе недавней поездки в Приморье Владимир Путин встречался с лидером КНДР Ким Чен Иром. После беседы с глазу на глаз северокорейский вождь, сохраняя ритуал таинственности, не явился на пресс-конференцию. Зато наш президент вышел к журналистам и сказал, что никаких секретов нет, речь шла о строительстве Транскорейско-российской дороги.
Эта встреча двух лидеров на Дальнем Востоке имеет аналог в далеком прошлом.
36 ЛЕТ назад состоялись беспрецедентные по предпринятым мерам секретности переговоры между советским лидером Леонидом Брежневым и отцом нынешнего вождя Северной Кореи Ким Ир Сеном.
В первых числах мая 1966 года командира гвардейского ракетного крейсера "Варяг" капитана 2-го ранга Льва Двинденко (ныне контр-адмирал в отставке) вызвали в штаб соединения, заслушали доклад о состоянии техники и боеготовности экипажа. Затем на корабль высадился многочисленный "десант" проверяющих.
Товарищи из "девятки" (9-е управление КГБ) обшарили корабельные "шхеры", установили свои посты во всех отсеках, в том числе и на камбузе. На борт загрузили невиданные ранее экипажем деликатесы.
Утром 21 мая к парадной сходне ракетного крейсера подошел белоснежный катер командующего флотом, над которым развевался флаг Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР. С его палубы молодцевато спрыгнул на первую ступеньку сходни еще достаточно молодой тогда Леонид Ильич.
Вскоре к крейсеру пришвартовался еще один белоснежный катер. Леонид Ильич раскрыл объятия поднявшемуся по сходне человеку азиатской наружности в сером пальто и кепке. Моряки сразу узнали Ким Ир Сена, портреты которого в то время нередко публиковались в советской печати.
Гостям вручили традиционные флотские подарки: тельняшки и бескозырки. Леонид Ильич тут же отдал кому-то из сопровождавших шляпу и с треском натянул бескозырку - она оказалась маловатой. "Все, товарищи, - пошутил генсек, - шляпу выбрасываю. Буду носить только бескозырку!" Шутка всем показалась удачной. Под смех и аплодисменты Брежнева проводили в отведенную для него каюту.
Ким Ир Сен с благодарностью принял пакет с тельняшкой и бескозыркой. Но кепку снимать не стал. Обошелся без шуток. Лишь приветливо улыбался, обводя взглядом стоящих на палубе моряков.
Как только высокие гости спустились вниз, корабль снялся с якоря, взял курс на остров Русский и дал самый полный ход, развив скорость до 30 узлов (примерно 57 километров в час). Перед командиром боевого крейсера поставили достаточно простую задачу: подойти к рейду острова Русский, описать циркуляцию на 180 градусов и следовать назад к Владивостоку - весь этот странный круиз провести в рамках светлого времени суток. А главное - обеспечить боеготовность корабля с точки зрения противовоздушной, противоракетной, противодиверсионной обороны - на всякий случай.
Зная, какие продукты и напитки были загружены на корабль, моряки полагали, что руководители двух государств решили просто расслабиться вдали от чужих глаз. Однако вскоре Брежнев и Ким Ир Сен перешли в каюту командира, переоборудованную под кабинет для переговоров. Там установили два стола с комплектами необходимых справочных материалов, документов, стулья для двух переводчиков. Дверь каюты закрылась, а коридор блокировали представители службы безопасности.
Ни Брежнев, ни Ким Ир Сен не выходили из помещения почти до прихода корабля на рейд Владивостока. Нетрудно предположить, что тема переговоров была очень важной, поскольку в истории дипломатии использование для таких целей боевых кораблей всегда обуславливалось особым режимом конфиденциальности. С развитием радиоэлектронных средств возможности проведения секретных рандеву на кораблях обрели важное значение. Ведь только в этих условиях можно быть уверенным, что иностранные разведки, даже если им удастся установить "жучки", не смогут прослушать переговоры. Корпус корабля является прекрасным экраном, недоступным для средств сканирования. Шумы машины заглушат любую, даже громко сказанную фразу. Экипаж, трижды перепроверенный и находящийся на боевых постах, является лучшим эскортом. А мощное корабельное оружие способно отпугнуть любого непрошеного гостя.
О чем договорились два лидера тогда, можно только догадываться. Однако вскоре после этой встречи западная печать начала муссировать тему ядерных технологий, якобы появившихся у специалистов Северной Кореи.
Напитки остались не выпитыми, деликатесы не съеденными. Впрочем, этим обстоятельством экипаж остался доволен, ибо кое-что и морякам перепало из того, что не успела увезти "девятка".