Примерное время чтения: 8 минут
237

Бывает ли много любви? (часть 1)

В прошлом номере мы начали дискуссию о воспитании внуков. "Как воспитывать внука, не слишком ограничивая его внутреннюю свободу, не подавляя индивидуальность? Должны ли дедушки и бабушки вмешиваться в воспитание внуков, если им кажется, что дети это делают неправильно?"
Тема не оставила читателей равнодушными. Итак, первые отклики.


Галина ЩЕРБАКОВА, писательница

Ребенок от нелюбимой невестки - это полувнук

Я КАК раз из тех бабушек, которые все время вмешиваются, так что вряд ли могу послужить экспертом. Хотя знаю одну даму, которая возмущалась, что, мол, внуков положено любить больше, чем детей. Но там своя жизненная история, там любимый сын и нелюбимая невестка, ребенок от нелюбимой невестки - это полувнук, а вот ребенок дочери - это практически твой ребенок. Поэтому вмешиваюсь, я ведь не железобетонная. Хотя сама себя держу за руку, остерегаю, чтобы не скатиться в занудство и не утратить доверие, которое существует между мной и внучкой. Меня, например, чрезвычайно удручает, что она мало читает, - когда дочь звонит, что Алиса выехала ко мне, сразу предупреждает: "Только не говори ей, что надо развиваться!" Похоже, эта моя сакраментальная фраза переходит уже в разряд криминальных. Но удержаться очень трудно. Когда Алиса родилась, мы с дедушкой сразу сказали: вы воспитывайте, а мы будем баловать - потому что считаю, что детей надо любить и баловать. Им предстоит жить в гораздо худшее время, чем нам, и запас нашей любви поможет им выжить, они должны знать, что есть любовь, которая обогревает и сохраняет, что есть дом, где можно зализать раны. Конечно, ей я прощаю и позволяю больше, чем в свое время дочери (она порой на это обижается), но тем не менее я считаю, что надо говорить, что хорошо и что дурно, надо высказывать свое мнение. Если ты считаешь, что нельзя красить волосы в два цвета, надо сказать - пусть она все равно их так покрасит. Мне кажется, что я ее учу добру, хотя наши представления о добре и тем более вкусы не всегда совпадают. Например, она залезла в Интернет, переписала там какую-то Масяню, я сказала: это гадость, мне это неинтересно. Но со временем эта безбашенная девица стала мне симпатична - пусть там есть и ненормативная лексика, и грубость. И когда я Алисе в этом призналась - какое было ликование, как она меня полюбила! Надо прислушиваться к тому, что им нравится, я начинаю слушать ее ужасную музыку, потому что хочу разговаривать с ней на одном языке. Ведь к худу или к добру вмешательство бабушек - это вопрос доверия. В моей старой повести "Вам и не снилось" бабушка вмешалась в жизнь внука тоже из-за любви, но доверия не было, и кончилось это трагически. А если Алиса приезжает к нам и говорит: "Как же мне у вас хорошо!", то на фоне этого доверия и душевного комфорта я могу себе позволить с ней и какие-то резкие замечания. И вместе с тем мне радостно, что она все равно выворачивается от нашей опеки и в свои четырнадцать лет не раз доказывала всем нам правоту своей жизненной позиции.


Григорий ОСТЕР, детский писатель:

У каждого в семье свои функции

ВООБЩЕ никто ни во что не должен вмешиваться. Вопрос, на мой взгляд, поставлен не очень корректно - ведь бабушки и дедушки не вмешиваются, у них есть своя функция в воспитании, и они ее выполняют. И тут уже мамы и папы не должны вмешиваться - если это семья. А если семьи нет - то нет и воспитания. Дети, чувствуя брешь в обороне взрослых, сразу начинают этим пользоваться. Если же родители не уделяют должного внимания детям, то это опять же не проблема воспитания, а проблема благополучия семьи. Ведь если у машины нет колес, не имеет смысла обсуждать, нарушает ли она Правила уличного движения, - она просто не поедет.


Валентина ГУЛИА, кандидат химических наук, доцент:

Детей надо баловать

Я НЕ ПОНИМАЮ, когда говорят, что внуков любят больше, чем детей. Не знаю, как можно любить больше или меньше, - надо просто любить. А любовь дает определенные права. Кроме того, не все бабушки и дедушки к старости делаются умалишенными - напротив, с возрастом становишься более здравомыслящим, четче видящим, ведь у нас нет той суеты, как у родителей. Так что небольшая корректировка вполне может иметь место, только, конечно, не в присутствии внуков, незаметно ни для них, ни для детей - ведь нельзя отторгать внуков от их родителей. Тут еще один нюанс: у меня двое внуков - Танин Леня и Жорин Димочка. И моя доля участия в их воспитании разная: ведь с Таней мы живем вместе, значит, Ленечка полностью на мне, а Димочку привозят в гости. Кроме того, мне легче высказать свое замечание дочери, может быть, и в более резкой форме, чем жене сына. Даже если мне и кажется, что стоило бы вмешаться, я учитываю, что меня могут не так понять, поэтому стараюсь быть более чем деликатной. Как-то раз я попыталась дать совет, а в ответ: "Сейчас не так воспитывают", - что ж, я не стала настаивать. Если молодежь не хочет слушать, лучше и не говорить - только испортишь отношения. Невестка жалуется, что мой сын очень балует маленького Димочку, но я считаю, что детей надо баловать, - ведь детские годы такие короткие! Даже в моем трудном детстве - была война, мой папа был репрессирован - взрослые умудрялись нас баловать. И мой муж, писатель Георгий Гулиа, тоже считал, что много любви не бывает. Он в этом весь в отца, народного писателя Абхазии Дмитрия Гулиа. Дмитрий Иосифович был с виду грозен, с усами и кинжалом, но на самом деле необычайно чуткий и внимательный человек и внуками был безумно счастлив. Когда родилась Танечка, у него было уже неважно со зрением. И Георгий сделал для отца ее фотографию метр на метр, чтобы дедушка мог вволю любоваться внучкой. Свекровь, Елена Андреевна, давала мне советы - но я люблю слушать советы, да и ничего плохого они мне не говорили. Конечно, нелегко в семье, где все - личности неординарные, но как-то мы находили общий язык. А мама моя - так просто воспитывала Таню и Жору, я ведь работала. И справилась она прекрасно, хотя образование у нее - всего три класса сельской церковно-приходской школы. Георгий смеялся: "По поговорке: теща в дом - все вверх дном, а у нас - наоборот". Но, конечно, у баловства должны быть и границы, иногда надо и приструнить, так что милиционером в доме была я. И сейчас, когда Таня хочет добиться от Лени послушания, просит: "Мама, скажи ты!"


Глазами детей и внуков:

Мать испортила мне жизнь

Моя мама - очень властная, холодная женщина. С раннего детства я запомнила: что бы я ни сделала, что бы ни сказала - все раздражало и злило маму. Она всегда на меня только кричала, а порой даже била. Я не помню ни одного случая, чтобы мама меня приласкала, сказала доброе слово.

После 10-го класса я хотела уехать из родного города, поступить в институт, как многие мои одноклассники, но мама встала на дыбы: никуда не поедешь. Мне пришлось устроиться на завод, на котором всю жизнь проработала мама (уже пять лет он закрыт, и у меня нет ни работы, ни профессии, ни средств к существованию).

Три раза я выходила замуж - не по любви, а только бы не жить вместе с мамой. Сейчас мне 45 лет и я одна. Ни детей, ни мужа, ничего. Только всепоглощающая обида на мать, которая испортила мне жизнь.

От Галины Николаевны Р. Тамбовская обл.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно