Пожилой и бедный не одно и то же
В НАШЕЙ стране сильны традиционные установки на взаимопомощь, поэтому нравственная основа для антагонизма между поколениями отсутствует. Большинство пожилых людей относится к молодежи и молодежной культуре с пониманием, молодые люди позитивно оценивают качества личности, опыт и знания старшего поколения.
Однако приобщение молодых людей к техногенной цивилизации вызывает появление новых различий между поколениями как следствия иных подходов к материальным и культурным ценностям, поэтому и пожилых людей необходимо приобщать к новейшим информационно-компьютерным технологиям. Это позволит создать условия для их интенсивного участия в общественной и политической жизни, улучшит организацию досуга, общения, психологической адаптации и реабилитации, сблизит ценностные ориентации молодежи и зрелой части общества.
К сожалению, в трансформирующемся российском обществе пока продолжают работать стереотипы: "человек пожилой - значит, он бедный" и "пожилой человек - это человек немощный". В то же время присущая многим пожилым людям активная позиция и возможность самореализации в труде служат необходимым условием продления активной жизни и здорового старения.
Работающие составляют около 18,5% числа пенсионеров.
Структура потребительских расходов пожилого населения говорит о том, что по мере старения расходы на оплату продуктов питания и услуг определенных видов увеличиваются.
Рост материального благосостояния пенсионеров имеет прямое отношение к их возможности приобретать за плату дополнительные социальные услуги, отвечающие представлениям о социально признанных стандартах, и оплачивать свое пребывание в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Наши старики не социальные иждивенцы
СЕГОДНЯ в деятельности государства по обеспечению защиты и улучшению социального положения пожилых людей самыми проблематичными являются охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение достойным жильем.
Несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью. Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание составляет около 80 тыс. человек.
Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в аварийном состоянии или относятся к категории ветхих.
Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг.
В ближайшие годы востребованность российским обществом социальных услуг для пожилых людей будет постоянно расти.
Надеемся, что реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2003-2004 годы, позволит:
Необходимо перейти к оценке сделанного и перспективному планированию с позиции "уверенности в качестве". Это означает, что сегодняшние пожилые люди должны быть уверены в том, что они получат качественные социальные услуги соответственно вносимой плате, а в необходимых случаях и бесплатно. В то же время лица трудоспособного возраста, которые платят налоги, должны быть уверены в том, что, став получателями социальных услуг, они приобретут их в требуемом объеме и надлежащего качества.
Социальная политика государства, проводником которой является система социальной защиты населения, только тогда получит поддержку населения, когда будет обеспечиваться гармония интересов различных социально-демографических групп.
С этой точки зрения и с учетом необходимости поддерживать взаимопонимание между поколениями нельзя допустить, чтобы пожилые люди в России воспринимались только как "социальные иждивенцы".
Смотрите также: