"Пожалуйста, не стреляй, это я!"
ШКОЛУ Нина закончила в 1944 году в эвакуации на Урале (вместе с ней учился Анатолий Алексин, ставший впоследствии известным детским писателем) и мечтала стать артисткой. Однако ее учитель математики - она хорошо решала задачки - посоветовал выбрать профессию инженера: мол, посредственных артисток пруд пруди, а толковых инженеров - единицы. Нина была послушной девочкой и, вернувшись из эвакуации в Москву, поступила в МАИ, на самолетостроительный факультет. Институт был военизированный, поэтому по ночам студенты должны были его охранять, как самый настоящий военный объект. Вместе с Ниной чаще всего ночную вахту несла ее подруга по прозвищу Цыпленок, и когда Нина, заслышав чьи-то шаги, грозно произносила: "Стой, кто идет, стрелять буду!" - Цыпленок бежала к ней и с неподдельным ужасом кричала: "Пожалуйста, не стреляй, это я!"
Рассказывает Нина Марковна: "Деканом факультета была изумительная женщина - Дина Натановна Егорова, мама ставшего в будущем известным режиссера Юры Егорова. Именно Юра, уже дипломник, однажды сказал мне, первокурснице: "Что ты здесь делаешь? Давай вместе со мной во ВГИК, Козинцев как раз набирает группу". С большим трудом мне удалось забрать документы из МАИ. Однако на режиссерский я не поступила: профессор ВГИКа Голданский объяснил, что не женская это профессия - быть режиссером, и посоветовал поступать на сценарный факультет". Против того, чтобы стать сценаристом, Нина ничего не имела. Более того, в конце войны она всерьез подумывала поступать в Литературный институт. Ее папа даже ходил туда, чтобы навести необходимые справки, и, как на грех, увидел там солдата, который целовался на институтском подоконнике с молодой девушкой. Папа вернулся домой с вытаращенными глазами и сказал, что его дочь никогда не будет учиться в вертепе, где средь белого дня такое происходит.
"С такими фамилиями мы на "Мосфильм" не пускаем"
НА ТРЕТЬЕМ курсе студенты-вгиковцы проходили практику на "Мосфильме". Небольшими группками их отправляли по всему Советскому Союзу "изучать жизнь". Нина попала на Украину, в колхоз, председателем которого был некто по фамилии Дубовицкий, задумавший создать первую на Украине коммуну. Он снес все хаты, построил огромный трехэтажный дом и поселил в него всех колхозников. Позже коммуна развалилась и все из этого дома разбежались. Девушке Дубовицкий запомнился не только своими революционными новациями, но и тем, что лояльно относился к евреям. Для того времени это было удивительно: Нина Каспэ, сама еврейка, много горя и несправедливости хлебнула из-за своей национальности.
После окончания ВГИКа ее пригласили работать на "Мосфильм". Заместителем министра культуры был в то время некто Саконтиков. На выпускном балу во ВГИКе он весь вечер танцевал с Ниной, которая к тому времени уже была замужем и вела себя достаточно скромно. Тем не менее ей было лестно, что замминистра обратил на нее внимание, и в Госкино на распределение она шла, уверенная, что ее направят на "Мосфильм". Увы, этого не случилось: товарищ Саконтиков бросил на девушку холодный взгляд и сказал: "Людей с такими фамилиями, как ваша, мы на "Мосфильм" не пускаем".
"Хочу все знать" - мое детище
РАССКАЗЫВАЕТ Нина Марковна: "Вот так получилось, что, закончив ВГИК, я оказалась никому не нужна как сценарист. Несколько месяцев была без работы, пока случай не привел на студию диафильмов. Эта работа дала мне очень много: образовался замечательный круг друзей-искусствоведов, с многими из них я дружу и по сей день. В 1957 году меня пригласили редактором на Центральную студию научно-популярных фильмов, где я и проработала до 1993 года. Кстати, киножурнал "Хочу все знать" - мое детище. Мы выпускали замечательные фильмы о природе, о животных, об искусстве. У нас работали многие известные писатели, например Борис Заходер. Увы, началась перестройка, и все рухнуло.
Наступила полоса разрухи. Студия прекратила свое существование. Научно-популярные фильмы стали никому не нужны. Мы несли знания, открывали то, что оставалось за страницами учебников, распространяли абонементы в кинотеатры, где показывали добрые, умные, познавательные фильмы. А что показывают сейчас? Низкопробные американские боевики и ужастики даже в дневное время. То же самое и на телевидении. От "Центрнаучфильма" остались рожки да ножки: помещения сданы в аренду или проданы неведомым фирмам. А популярностью пользуются дефективные уроды наподобие телепузиков. На место эстетики и красоты пришла безобразная японская компьютерная мультипликация. Слава богу, сохранился "Ералаш". Борис Грачевский - единственный из всех нас, кто в силу своего характера и коммерческой хватки не потерял свой киножурнал. Мы же "Хочу все знать" не уберегли. Не оказалось среди нашей администрации такого умного и хваткого Бориса".
Современные дети мечтают о профессии киллера
В 1993 ГОДУ Нина Каспэ в ...сят с хвостиком лет оказалась простой российской безработной. Но не в ее характере было сидеть без дела. И она предложила свой колоссальный опыт и знания школе ?1278, в которой еще до войны училась сама и которую окончил ее сын. За пять лет работы в школе, занимаясь эстетическим воспитанием детей, она пришла к следующему выводу: очень большое количество детей не получают должного воспитания в семье. Родители, занятые зарабатыванием денег, до позднего вечера находятся в своих фирмах и офисах, а на детей у них не остается ни времени, ни сил. Есть и такие родители, которые даже не знают толком, как надо воспитывать своих чад, многие из них сами очень далеки от культуры. "Спрашиваю недавно девочку восьми лет: "Ты видела колонны в Москве?" - "Нет". - "А Большой театр видела?" - "Нет". - "А где ты живешь?" - "В Москве, на Петровке". Это на меня производит очень грустное впечатление".
А еще грустно оттого, что на 80% воспитывает наших детей телевизор. Немудрено, что первоклассники на вопрос: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" - отвечают: киллером. К сожалению, следует признать: мы все сейчас живем совершенно в другой стране. Раньше ребенок гордился, что его мама - врач, сейчас же он этого стыдится. Гордость вызывает профессия менеджера, торгаша, которая позволяет семье жить в достатке. "Вместе с тем я знакома с одной семьей: муж, жена, двое маленьких детей. Живут они за городом, у них очень скромный достаток, работает только папа. Однако мама регулярно два раза в неделю возит малышей в Москву, в Третьяковскую галерею, где детишкам в специальной группе рассказывают об искусстве. Разве можно сравнить эти занятия с телевизором? И не важно, кем вырастут эти дети, но то, что они получат в раннем возрасте, обязательно отложится на всю жизнь".
Дом без лекарств
"МЕНЯ часто спрашивают: почему я в столь почтенном возрасте продолжаю работать? Что на это ответить... Жизнь-то ведь еще не закончена. Да, у меня взрослый сын, которого я, кстати, с двухлетнего возраста водила по музеям и театрам. Уверена: отчасти и поэтому он сегодня крепко стоит на ногах, у него прекрасная семья, внучка у меня тоже уже большая, выросла очень хорошая, трудолюбивая девочка. Казалось бы, живи в свое удовольствие, сиди на лавочке, беседуй с соседскими старушками. Но дело в том, что не могу я, пока носят ноги, сидеть на лавочке. Конечно, здоровье иногда подводит, но я стараюсь не обращать внимания на возрастные хворобы. И лекарств в доме не держу. А что касается домашнего хозяйства, то, как говорит мой муж, чтобы было чисто, не надо мусорить. У меня огромная квартира, но я не допускаю, чтобы мусор по полу валялся. Обед успеваю приготовить вечером, после работы, поэтому муж вечером всегда возвращается к накрытому столу.
Я очень люблю детей. И дети это чувствуют. Много лет назад прочитала книгу Владимира Набокова "Чужие берега". Там есть эпизод, когда богатая дама ни свет ни заря велела запрячь карету и поехала в магазин, за подарком для своего сына. Казалось бы, ну и что? Многие матери покупают подарки своим детям. Но тут дело в другом, тут дело в духе семьи, который, собственно, и формирует ребенка. Накануне героиня книги гуляла с сыном по Невскому проспекту и заметила, как он засмотрелся на микроскоп, выставленный в витрине магазина. Мальчик не просил, чтобы ему купили эту вещь, но мама, заметив, как восхищенно блестели глазенки ее сынишки, решила сделать ему сюрприз. Именно такие моменты в жизни и формируют личность. Увы, у нас пока все по-другому. Один мальчик в первом классе ругался и бил девочек. Я у него спрашиваю: "У тебя мама есть?" - "Да". - "А ты ее любишь?" - "Да". - "А если бы какой-то мужчина ударил твою маму и обозвал ее, тебе бы это понравилось?" - Мальчик надолго задумался, а потом подошел к девочке и попросил у нее прощения. А что же родители, бабушки и дедушки? Почему они не объясняют ребенку элементарных вещей?"
В самом деле - почему?