До последнего десятилетия XVI века Православная Церковь Руси не была полностью самостоятельной. По многим административным и даже религиозным вопросам она подчинялась Константинопольскому патриархату. Во времена правления Иоанна Грозного Россия оформилась как единое царство. Возникли объективные предпосылки для установления патриаршества на Москве и избрания русского Патриарха - высшего иерарха самостоятельной церкви суверенного государства. Это знаменательное событие произошло в царствование сына Иоанна Грозного - Федора Иоанновича 26 января 1589 года, когда Собор русских епископов при участии Патриарха Константинопольского Иеремии избрал первым Патриархом Московским и всея Руси московского митрополита Иова.
Установление на Руси патриаршества, несомненно, стало событием судьбоносным. "Чудны судьбы Божии, - писал религиозный историк архиепископ Филарет. - Патриаршество явилось в Церкви русской в такое именно время, когда власть Патриарха все более могла быть полезной для Церкви и Отечества. Разумеем страшное время самозванцев, когда в волнах безначалия и чужеземной власти совсем готова была погибнуть Россия и когда личность Патриарха, пользовавшегося самым высоким уважением в России, почти одна направляла действия народа к спасению России".
Благодаря патриаршеству Россия преодолела тяжелейшую смуту начала XVII века. Отмененное Петром I в 1721 году, оно возродилось почти через 200 лет для преодоления большевистской смуты и сегодня помогает сохранить душу народа в продолжающихся жестоких нравственных испытаниях.
За минувшие столетия Русь Православная выкристаллизовала из сердцевины народной 16 патриархов. Кто они? Что сделали для нашего Отечества? Какой след оставили в истории?
Перво-святитель Иов
ПАТРИАРХ Иов в первые же годы своего руководства Церковью провел ряд церковно-административных реформ, в результате которых в Московский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая. Были учреждены новые епархии: Псковская, Карельская, Архангельская, основано более десятка монастырей.
На патриаршество Иова выпали тяжелейшие испытания. В 1591 году в Угличе был убит наследник престола царевич Димитрий. Первосвятитель сыграл огромную роль в отстаивании государственности во время начавшейся Смуты. Противостояние россиян польско-литовским захватчикам на первых порах фактически было возглавлено Патриархом Иовом, рассылавшим по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества от войск короля Сигизмунда III. За это в июне 1605 года поляки схватили Патриарха во время богослужения в кремлевском Успенском соборе, незаконно низложили и сослали в Старицкий Успенский монастырь. Здесь Иов быстро одряхлел и ослеп. Поэтому, когда в дальнейшем царем избрали Василия Шуйского и Иову было предложено вновь возглавить Русскую Церковь, он по немощи отказался. Освященный собор в июле 1606 года избрал Патриархом митрополита Казанского Гермогена (Ермогена). Весной 1607 года Иов с почестями вернулся в Москву. Его пригласили царь Василий и Патриарх Гермоген для принятия (в качестве общепризнанного лидера нации, в свое время не побоявшегося предать анафеме Лжедмитрия) всенародного покаяния от москвичей, в духовном ослеплении своем присягнувших ранее самозванцу. В кремлевском Успенском соборе Иов от имени всероссийского духовенства объявил церковное прощение "возмутителям Отечества". Народ в соборе плакал от умиления и радости. Вскоре Иов отправился обратно в Старицу, где через несколько дней умер.
Мощи первосвятителя Иова покоятся в Успенском соборе Московского Кремля. В 1989 году Церковь причислила первого всероссийского Патриарха к лику святых.
Подвиг Гермогена
ИЗБРАННЫЙ Патриархом в 1606 году Казанский митрополит Гермоген (Ермоген) вскоре стал признанным духовным главой государства, особенно после смерти Иова и свержения Шуйского. Разгоревшаяся с новой силой Смута потребовала от него подвижнического служения Отечеству. Велика роль Гермогена в собирании русского народа на борьбу с иноземными завоевателями. Он был духовным стержнем сопротивления, во главе которого стояли Дмитрий Пожарский и Косма Минин. Даже из Чудова монастыря, куда был заточен поляками русский Патриарх, он рассылал грамоты по Руси с благословением собираться воинством вокруг князя Пожарского и идти на Москву, захваченную интервентами и предателями.
Поляки жестоко пытали Патриарха и в конце концов уморили его голодом, но не сломили. Гермоген мученически умер 17 февраля 1612 года. Весть о его подвижнической смерти стала мощным стимулом для укрепления народного духа. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее - при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти он лежал как живой. Нетленные мощи Гермогена были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
В 1913 году Патриарх Гермоген был причислен к лику святых.
Отец царя - слуга народа
21 ФЕВРАЛЯ 1613 года на царство был избран юный Михаил Романов, сын митрополита Филарета - двоюродного брата царя Федора Иоанновича. Сам Филарет в это время был в польском плену. Только после так называемого Деулинского перемирия в 1618 году отец нового русского царя возвратился в Москву.
В 1619 году митрополит Филарет был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и стал духовным руководителем царствовавшего сына. В официальных документах оба они именовались Великими Государями. Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился, - проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати (налоги), что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Бояре и воеводы были приведены в полную покорность. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии. Строились новые заводы (в том числе литейные, стекольные). Патриарх уделил большое внимание и просвещению - в Чудовом монастыре Московского Кремля открылась первая Греко-латинская школа.
При Филарете Русская Церковь приросла Сибирью, где впервые была установлена епархия. После разорения Грузии персидским шахом Аббасом под крыло России попросились ее православные провинции Кахетия, Карталиния и Имеретия.
Патриарх-Государь Филарет плодотворно руководил паствой, а через сына Михаила и страной вплоть до своей кончины в 1633 году.
Пастырь- просветитель
ПЕРЕД смертью Филарет успел вымолвить имя своего преемника - архиепископа Псковского Иоасафа. В 1634 году тот был соборно утвержден Патриархом и правил по 1641 год.
После того как порядок в государстве был наведен, новый Патриарх преимущественно занялся изданием богослужебных и церковно-учительских книг. Он увеличил число типографских станков с 7 при Филарете до 12. Под руководством Иоасафа были изданы Требник, Устав, Служебник, Октоих и другие церковные книги. Благодаря этому Церковь получила единый духовно-идеологический стержень.
Пастырь-просветитель всячески старался сохранить прежнюю традицию монастырского строительства: при нем были основаны три новые обители и восстановлены пять старых. На государственные дела добрый и кроткий архипастырь практического влияния не оказывал. Да этого в те годы, скорее всего, и не требовалось.
Иосиф- объединитель
НЕ МЕНЬШУЮ поддержку дело церковного книгопечатания нашло при следующем Патриархе - Иосифе (святительствовал с 1642 по 1652 год). При нем и при его содействии впервые были изданы "жития" Сергия и Никона Радонежских, Саввы Сторожевского, труды Ефрема Сирина, блаженного Феофилакта, а также сборники полемического характера против католиков и протестантов ("Кириллова книга", "Книга о вере"). Всего во время святительства Иосифа вышли из печати 36 книг, из которых 14 никогда ранее на Руси не издавались.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией. Эта цель была провозглашена в качестве важнейшей для двух братских народов на специально созванном в Москве Соборе в 1651 году. Само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа в царствование Алексея Тишайшего при Патриархе Никоне, пожалуй, самом скандальном первосвятителе за всю историю Русской Православной Церкви.
У истоков раскола
ПАТРИАРХ Никон, избранный первосвятителем в 1652 году, волей судьбы оказался у истоков церковного раскола, хотя ни в коем случае не был его причиной. К тому времени религиозное просвещение в России поднялось до такого уровня, что для многих богословов стали явными многочисленные ошибки, сделанные ранее переписчиками в богослужебных книгах. Патриарх Никон не мог не возглавить естественное движение массы религиозных деятелей по исправлению уставных и служебных книг по греческим образцам. Однако возвращение к по-настоящему каноничным и православно-осмысленным формам церковной жизни привело к тому, что наиболее консервативная часть общества во главе с протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой отказалась принять церковные реформы. Возник раскол - от Церкви отделились старообрядцы, последствия чего ощущаются до сих пор.
Раскол произошел и во взаимоотношениях между Никоном и царем Алексеем. Поначалу они души друг в друге не чаяли. Как и ранее Патриарх Филарет, Никон имел титул Великого Государя и являлся духовным соправителем царя. Однако дворцовые интриги, клевета на Патриарха, его природная горячность в ходе разборов привели в конце концов к разрыву с Алексеем. В 1666 году Никона лишили сана и сослали в монастырь.
Восшедший на престол новый царь Федор Алексеевич разрешил бывшему Патриарху вернуться в Москву. Но тот не доехал. 17 августа 1681 г. скончался около Спасского монастыря в Ярославле. Его погребение (с титулом Патриарха) совершил сам царь, со слезами читавший над гробом Псалтырь и певший вместе с церковным хором. В 1682 г. Никон был посмертно восстановлен в патриаршем звании.
Иоасаф- кроткий
В ПЕРИОД опалы Никона престол Патриарха первое время (с 1667 по 1672 г.) занимал Иоасаф - II, а потом в течение 10 месяцев - Питирим (1672-1673 гг.), который не оставил в истории практически заметного следа.
Иоасаф - II был, пожалуй, самым кротким и уступчивым Патриархом, никогда не противоречил царю. Может быть, именно этим объясняются многочисленные уступки, которые государство сделало Церкви в годы его правления (возвращены ранее отобранные земли, подтверждена независимость церковного ведомства от мирского суда и т. д.).
Иоасаф - II известен еще и тем, что издал первые полемические сочинения против раскольников.
Гроза иезуитов
НАИБОЛЕЕ яркой личностью после Никона был, по мнению многих историков, Патриарх Иоаким (святительствовал с 1674 по 1690 год). Его деятельность по большей части была направлена на борьбу с иностранным духовным влиянием, главным образом, осуществлявшимся через католическую Польшу. По требованию Иоакима из Москвы выгнали иезуитов, успевших даже основать здесь свою школу. Стремился он и к восстановлению православных канонов. Иоакимом, например, были уточнены и отредактированы тексты древних литургий святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, исправлено и издано главное руководство к совершению богослужений годового круга - Типикон, которым и поныне пользуется Русская Православная Церковь.
Святитель "буйного" царя
ПОСЛЕДНИМ первосвятителем "царского периода" русской истории стал Патриарх Адриан (святительствовал с 1690 по 1700 годы). На его долю выпала тяжкая участь усмирять "буйного" царя Петра, возвращать его "западные" порывы на отечественную почву.
После кончины Адриана царь Петр долго откладывал избрание Патриарха, а подспудно готовил прозападную реформу Церкви. По этому замыслу вместо Патриархата учреждался Святейший Синод по типу светского министерства.
14 февраля 1721 года состоялось открытие Синода, в котором, кстати, архиереев было не более трети, а все остальные - госчиновники! Но несмотря на то что эта реформа была проведена Петром с целью лишить Церковь автономии, указав ей подчиненное место в госсистеме, сама церковная жизнь никак не могла уместиться в жестких рамках государственных установлений: дух Божий всегда оставался в ней свободным! Церковь продолжала внутренне жить "по Христу", но не "по Петру". Непоправимый удар однако, был нанесен по обществу, которое постепенно расцерковлялось, пропитывалось духом западного эгоцентризма, что в конце концов и послужило духовной основой, на которой проросли зерна богоборческих бунтов начала ХХ века.