Примерное время чтения: 8 минут
329

У меня зазвонил телефон...

О новом Федеральном Законе N 126-ФЗ "О связи", принятом 7 июля 2003 года и вступающем в действие с 1 января 2004 года, ходят разные слухи... Мы предлагаем информацию из первых рук: на вопросы корреспондента газеты "АиФ. Долгожитель" отвечают сотрудники Департамента электрической связи Министерства РФ по связи и информатизации.

Каждому по возможности

- САМЫЙ главный вопрос, который волнует абонентов, это введение повременной оплаты за местные телефонные переговоры. Итак...

- Повременная оплата за телефонные переговоры в России введена уже давно. Первое решение о переводе местных сетей на повременный учет предоставленных услуг связи с соответствующей оплатой было принято в 1976 году Советом Министров СССР. Тогда было признано, что реализовать коммунистический принцип "каждому по потребности" государству не под силу. Однако реализация проекта затянулась по причине отсутствия финансирования: повременный учет телефонных разговоров требовал установки электронной аппаратуры. Повторно к проблеме повременной оплаты связисты были вынуждены вернуться в начале 90-х годов прошлого века, после приватизации отрасли электросвязи. И уже с 1993 года СПУС - система повременного учета стоимости местных телефонных разговоров - или, как ее называют в народе, "повременка" начала внедряться в различных регионах России. Сегодня СПУС действует во многих населенных пунктах страны, включая такие крупные города, как Нижний Новгород, Ярославль, Кемерово, Новокузнецк, Пермь, Саранск, Псков, Воронеж, Красноярск, и другие. Практика показала, что переход на систему СПУС вызывал недовольство граждан лишь в самом начале. Ведь если разобраться, то многим повременный учет соединений гораздо выгоднее, чем фиксированная оплата.

- И все же чем можно объяснить отказ от абонентской платы за телефон?

- Как уже было сказано, принцип абонентской платы: каждому по потребностям, со всех поровну. Может быть, на первый взгляд это и справедливо - все пользуются услугами и все за них платят. Но, к сожалению, запросы абонентов при таком подходе никак не ограничиваются, а это приводит к тому, что отдельные пользователи потребляют услуги связи практически без всякой меры. В последнее время наблюдается резкое увеличение разговорной нагрузки: висеть на телефоне стало привычным делом. Кроме того, все чаще домашний телефон используется для ведения частного бизнеса: организуются диспетчерские, круглосуточные справочные, различные рекламные службы. Ко всему прочему добавьте пользователей сети Интернет. Статистические данные показывают, что пенсионеры и инвалиды, в том числе одинокие, пользуются телефоном для исходящих разговоров на 20-30% меньше, чем средний абонент. К тому же из-за перегрузки сети в часы наибольшей разговорной активности становится все сложнее дозвониться - оборудование АТС не справляется, не хватает межстанционных линий. Поддержание связи на качественном уровне требует постоянной модернизации телефонной сети, а это, в свою очередь, ведет к повышению тарифов. При абонентской системе увеличение оплаты за телефон в равной степени ложится на всех пользователей услуг связи вне зависимости от создаваемой ими нагрузки - малоговорящий отдувается за тех, кто разговаривает много. Выходит, что кто-то с помощью квартирного телефона занимается бизнесом и получает при этом прибыль, а кто-то звонит лишь в редких или экстренных случаях, а тратит те же деньги. Повременка же имеет и еще одно неоспоримое достоинство - абоненты более тщательно планируют свои переговоры и не используют телефон по пустякам, для развлечений. Таким образом, новая система учета стоимости местных телефонных переговоров дает возможность перераспределить и уменьшить суточную нагрузку на телефонную сеть, а значит - улучшить качество телефонной связи, повысить надежность соединения абонентов друг с другом.

Пять минут - это много или мало?

- ЧТО собой представляет система повременного учета стоимости (СПУС)?

- Система повременного учета местных переговоров включает в себя две части: фиксированная или постоянная составляющая (за саму возможность пользоваться услугами связи) - это определенный процент от действующей сейчас абонентской платы - и повременная составляющая - это тот объем, который абонент наговорит за месяц.

- А от чего зависит стоимость минуты разговора?

- При переходе на СПУС телефонная компания составляет тарифный план таким образом: из действующей абонентской платы вычитается предполагаемая твердая абонентская плата при системе СПУС и оставшаяся сумма делится на среднестатистическое число минут, которое пользователь наговаривает в течение месяца. Например, абонентская плата - 100 рублей, а при СПУС постоянная составляющая будет равна 60% (то есть 60 рублей), разница в оплате составит 40 рублей. Среднестатистический абонент телефонной сети наговаривает примерно 14 минут в день, значит, в месяц набирается чуть более 420 минут. Получается, что минута стоит 9,5 коп. Кроме того, тарифы колеблются в зависимости от времени суток - в часы наибольшей нагрузки на сеть (с 8.30 до 19.30) стоимость 1 минуты для населения составляет 13-14 коп., с 19.00 до 22.00 - 10-12 коп., а ночью - 7-8 коп., скидки действуют и в праздничные дни. Конечно, это обобщенные цифры, ведь каждая телефонная компания устанавливает свои тарифы в соответствии с особенностями того или иного региона, однако разница между ними не слишком велика. Все тарифы на услуги местной телефонной связи при повременной системе утверждаются Министерством по антимонопольной политике (МАП), и операторы связи ничего не вводят самостоятельно, а руководствуются методикой МАП России, то есть рассчитывают тарифы при учете постоянных составляющих, о которых было сказано выше. Поэтому никакого обмана быть не может. Обычно за три месяца до внедрения новой системы расчетов за услуги местной телефонной связи абонентам региона выставляются пробные, не подлежащие оплате счета, для того чтобы граждане могли проследить свою разговорную активность. А сами тарифы всегда можно узнать в местных узлах связи. Остается добавить, что согласно законодательству, введение СПУС не распространяется на звонки в службы "01", "02", "03" и некоторые другие социальные номера, список которых согласуется с муниципальными властями.

- И все-таки людей интересует прежде всего, сколько придется платить за новшество?

- Введение повременки позволит человеку самому контролировать важность звонков и продолжительность разговора. К тому же многие жители не пользуются телефоном, уезжая, например, в отпуск или на дачу, так зачем им полностью платить за это время? Опыт внедрения СПУС в разных регионах показал, что произошло снижение оплаты за телефон или сохранение ее на прежнем уровне для 60-70% потребителей. Для 30-40% граждан, активно использующих телефон, платежи выросли. Но это и справедливо, ведь, когда вы получаете счет за междугородные телефонные переговоры, у вас не возникает желания уравнять тарифы. И, наконец, возьмем для сравнения Москву, где повременная оплата пока введена только для юридических лиц, организаций, а население вынуждено платить абонентскую плату, которая время от времени повышается. Сопоставим цифры: в 2001 году абонентская плата для москвичей составляла 70 рублей, в 2002 г. выросла до 110 рублей, в 2003 г. - 126 рублей, а с августа подскочила до 140 рублей. Так что повременка для многих может оказаться выгоднее растущих тарифных ставок.

По выбору абонента-гражданина

- У ВЛАДЕЛЬЦА телефона есть право выбрать систему оплаты за свои разговоры?

- Согласно статье "Оплата услуг связи" введена норма прямого действия, которая звучит следующим образом: "Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты" (ст.54, п. 1). Эта возможность появится у граждан, как только закон вступит в силу, то есть с 1 января 2004 года. Сам же процесс реализации права выбора будет регламентирован в "Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи". В настоящее время Министерство РФ по связи и информатизации разрабатывает с учетом положений данного закона новую редакцию правил, где сама процедура выбора будет конкретизирована.

Льготы в виде компенсаций

- ИТАК закон утверждает обе системы оплаты. А что же станет со льготами по услугам связи?

- Изменение закона "О связи" никак не влияет на систему льгот, положенных определенным категориям граждан. Хотя все без исключения будут платить за телефон 100%, но в соответствии с законом, тем лицам, которым положены льготы, "переплаченные" деньги будут возвращаться в составе компенсационных выплат, например, прибавок к пенсии. Такое положение введено для того, чтобы упростить процедуру взаимодействия оператора связи со льготными категориями граждан. Еще раз подчеркнем, что Закон "О связи" не вводит льгот и не отменяет их, а лишь уточняет механизм реализации оплаты предоставляемых услуг.


ОТ РЕДАКЦИИ: из вышесказанного следует вывод, что грядущие перемены не так уж невыгодны населению. Но, конечно, лучше станет или хуже - покажет время. Главное, что новый закон предусматривает для абонентов право выбора, и поэтому обижаться за собственное решение будет не на кого.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно