Рубрику "Уроки судьбы" ведет известный писатель и психолог Александр СВИЯШ.
Продолжение. Начало в NN 10, 12 за 2002 г, N 3, 5, 10, 14, 18 за 2003 г.
Некоторые люди настолько близко принимают к сердцу тяжелые болезни или смерть своих родственников и друзей, что сами оказываются чуть ли не на краю могилы. Я понимаю - это большое горе. Но надо ли усугублять его.
А. О с и п о в, Орел
КОНЕЧНО, нормальный человек не может оставаться равнодушным, когда с его близкими людьми происходят какие-то несчастья, когда они болеют или умирают. Конечно, мы должны сделать все для того, чтобы помочь им, чтобы они выздоровели, чтобы у них было все хорошо. Мы люди и должны жить по общечеловеческим принципам помощи ближним, слабым, больным и тем, кто испытывает страдания.
Но если вопреки всем нашим желаниям и усилиям с близким человеком что-то происходит, многие люди погружаются в длительное горе, причитая при этом: "Жизнь была слишком несправедлива к нашим близким. Жизнь дала им слишком много страданий, из-за которых они ушли из нашего мира раньше времени".
Но откуда мы знаем, с какой программой души тех, кого мы любили, приходили в этот мир? Мы не знаем, сколько лет они должны были здесь просуществовать, какие задачи выполнить, какие уроки получить. Мы этого ничего не знаем, но беремся судить о происходящем. В своих суждениях мы исходим только из своей модели устройства мира. А эта модель обычно бывает проста: "Мои родственники должны жить долго. Они должны быть здоровы. Жизнь не должна применять к ним никаких неприятных ситуаций" и т. д.
Эти претензии к жизни возникают в результате появления идей о том, что Жизнь несправедлива, что Жизнь с кем-то поступает слишком жестоко, что какому-то человеку достаются слишком тяжелые страдания. В общем, что-то там наверху не в порядке. Высшие силы, похоже, не знают, сколько лет должен жить этот человек. Каким должно быть его здоровье. Они не знают, а мы знаем. То есть получается, что мы недовольны тем, кто управляет всем нашим миром, кто посылает нам те или иные "воспитательные" процессы. Мы знаем, а они не знают.
Нужно научиться принимать реальный мир таким, каков он есть. Конечно, никто не может остаться равнодушным, когда болеет или умирает близкий человек. Но горе или избыток сочувствия не должны приводить к тому, что мы погружаемся в длительные переживания. То есть горе не должно быть затяжным, многолетним. Скорбь не должна останавливать нашу жизнь и не должна полностью блокировать нашу жизнь, выполнение тех задач, с которыми наша душа пришла в этот мир.
У человека, который болеет или который умер, были свои задачи, и он получил свои уроки. И не нам судить, хорошо это или плохо.