Примерное время чтения: 7 минут
209

Дама приглашает кавалеров

Неизлечимая "болезнь"

ВСЕ началось довольно неожиданно, по крайней мере, для Маргариты Николаевны. Она пришла на каток в парк Горького со своей дочкой, которая еще только делала первые шаги в фигурном катании. Пришла... и не смогла удержаться от соблазна встать на коньки.

- Представляете, у нее 36-й размер, а у меня 37-й. Ничего, закусила губу и все же натянула дочкины конечки. Только встала на лед и сразу упала. Еще бы, более 20 лет не каталась. Поднялась, отряхнулась и говорю дочери: "Покрути меня, Таня, может, не упаду". И вновь падение.

Возможно, именно эта неудача и определила дальнейшую судьбу Маргариты Стеганцевой. Тогда она "заболела льдом" и твердо решила всерьез заняться фигурным катанием. Смущало лишь одно - начинающей фигуристке было уже 35!

- В следующий раз я вышла на лед уже вместе с дочкой. В прокате взяла коньки 42-го размера (других не было) и надела их на тапочки. Дочка показывала мне фигуры, которым ее обучали в секции, а я как добросовестная ученица старалась их выполнять. Иногда приходила в парк просто посмотреть на фигуристов. Наблюдая за ними, мечтала танцевать так же легко и красиво.

Во время одного из таких посещений к Маргарите Николаевне подошел Самсон Глязер, ученик первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина, и предложил кататься в его группе здоровья: "Приходите, не бойтесь, у нас все бесплатно!" Так Маргарита Николаевна оказалась среди "солидных" фигуристок. Правда, пришлось подрисовать под глазами синяки, чтобы казаться старше. Ведь в группу набирали женщин старше 45 лет...

В любом возрасте есть своя прелесть

- ЛЮБОВЬ к фигурному катанию была настолько сильной, что поглотила меня полностью. Да и сама жизнь, казалось, "подталкивала" на каток. Дочка забрала документы с последнего курса Суриковского училища, где училась на художника, и поступила в Институт физкультуры на факультет, готовивший тренеров по фигурному катанию. Я не могла ее не поддержать. Ведь она, сама того не ведая, осуществила мою мечту.

Маргарита Николаевна тоже хотела поступить в этот институт, но оказалось, что вечернего отделения там нет. Редкий случай: руководство института специально для энтузиасток бальзаковского возраста организовало Школу тренеров фигурного катания.

- С утра я бежала на занятия в общеобразовательную школу, где работала преподавателем труда, затем спешила в институт, а после - на каток. В один из таких вечеров мы с дочерью познакомились и подружились с замечательными фигуристами - Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. Они приезжали из Ленинграда тренироваться в Москву, снимали за свои деньги каток с восьми до двенадцати вечера, иногда задерживались, и тогда мы тренировались вместе, беря у прославленных фигуристов уроки мастерства. Меня иногда спрашивают, почему эта пара уехала из страны? Им просто не давали кататься, считая, что они "старики" и их время уже прошло. Но я думаю, что и им, и мне удалось доказать, что заниматься фигурным катанием никогда не поздно".

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

- ПО ПРОШЕСТВИИ трех лет, когда моя учеба в школе тренеров подходила к концу, объявили набор в балет на льду при Москонцерте. К тому времени моя дочь уже стала мастером спорта по фигурному катанию, а я - кандидатом в мастера спорта. Но какое значение имеет это звание, когда тебе за сорок? В балет набирали фигуристов до 24 лет, а мне 42! В результате мою дочь приняли, а я вновь осталась стоять за заборчиком, наблюдая за катающимися парами.

И все-таки Маргарита Николаевна собралась с духом и подошла к тренеру - знаменитому балетмейстеру Большого театра Николаю Сергеевичу Холфину. "Молодым везде у нас дорога, а старикам-то что? Только почет?" - спросила Маргарита. "А при чем тут вы?" - удивился тренер. "Как же? Дочка моя у вас занимается..." - "Чья дочка, какая дочка?" - "Какая? Моя! Дочери 24, а мне 42. Математику знаете? От перемены мест слагаемых сумма не меняется".

Николай Холфин поинтересовался, есть ли партнер у Маргариты (к тому времени она танцевала со своим вторым мужем Анатолием Александровичем Смольниковым), и принял ее в ансамбль. В течение восьми лет она гастролировала с коллективом по стране. Со временем сменился партнер, так как совместная жизнь с Анатолием не сложилась. Но любовь к фигурному катанию по-прежнему жила в ее сердце.

Единственный в мире

А ПОТОМ Маргарита Стеганцева в свободное от основной работы время тренировала начинающих фигуристов. Для нее было абсолютно не важно, сколько им лет, главное - желание. Обучая других, она и сама не прекращала кататься. Постепенно стала складываться группа, из которой впоследствии родился ансамбль "Вдохновение".

- В 70 лет я обрела вторую молодость. Тогда же решила создать и ансамбль ветеранов фигурного катания. На сегодняшний день он насчитывает около 60 человек, а основной состав включает 16 пар. Общий возраст участников 2500 лет. Самому солидному кавалеру - 83, а даме - 80. Эта дама - я.

В феврале этого года Маргарита Николаевна отпраздновала свой юбилей и не где-нибудь, а на льду ставшего уже родным ледового дворца "Умка".

- В 2005-м я мечтаю собрать в ледовом дворце как можно больше ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы они смогли посмотреть нашу программу, которую мы сейчас готовим к 60-летию Победы.

Маргарита Николаевна показывает фотографии. У многих фигуристов на гимнастерках сверкают награды.

- Я ведь тоже ветеран Великой Отечественной войны. Семнадцатилетней девчонкой помогала партизанам. Молодая была, ничего не боялась.

Однако и сейчас Маргариту Стеганцеву ничем не испугаешь. Она и художественный руководитель ансамбля, и балетмейстер, и музыкальный оформитель. А по совместительству еще и костюмы концертные придумывает, пригодилось первое образование - модельер.

- Я инвалид второй группы, постоянно приходится бороться с тахикардией. Уже два раза с приступом выступала. Выпью лекарства - и на лед, а там будь, что будет. И все как рукой снимает. Мне кажется, что в пожилом возрасте у всех болезней хватает. Надо просто научиться с ними жить.

Конечно, нелегко в наше время такой груз на себе нести. Хорошо, что префектура Северного округа о пожилых фигуристах не забывает, да и директор ледового дворца "Умка" Михаил Иванович Авачев их без внимания не оставляет. Правда, денег все равно не хватает. Даже костюмы порой приходится шить на свои средства. "Спонсора бы нам! - вздыхает Маргарита Николаевна. - Мы бы его так прославили!"

Внуку Маргариты Николаевны Диме 24 года. Он инвалид: тяжелая болезнь, из-за которой парень практически задыхается, плюс слепота на один глаз. Но, несмотря на эти недуги, в его активе уже четыре победы на международных соревнованиях среди инвалидов. Бабушка очень гордится внуком и уверена, что главные его победы еще впереди. В самом деле - ведь у него такая наследственность!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно