- так называли шестикратную олимпийскую чемпионку Лидию СКОБЛИКОВУ. Медалей различного достоинства у нее не счесть, она награждена серебряным знаком Международного олимпийского комитета. Недавно Лидии Павловне исполнилось 65. Более трети жизни она посвятила большому спорту. И сейчас не сидит без дела. Мы встретились с ней на торжественном открытии финалов первой зимней Спартакиады учащихся России в Челябинске. Там живой легенде российского спорта доверили зажечь огонь Игр.
- Лидия Павловна, не завидуете нынешним мальчишкам и девчонкам?
- Есть немного! В наше время такого не было, чтобы старт Спартакиады давали у Вечного огня в Александровском саду Кремля! Да и возможностей у ребят сейчас гораздо больше. Только в Уральском федеральном округе за три последних года финансирование строительства спортивных сооружений увеличилось в два раза. Вокруг каждой школы уральцы решили построить комплексы здоровья, которые работали бы не только днем, а круглые сутки.
- В детстве вам не хватало школьного спорта?
- Конечно, нет! Поэтому после уроков записалась в спортивную школу. С детства каталась на коньках. Часто цеплялась за что-нибудь движущееся и неслась на своих дутышах наперегонки с ветром. Настоящие спортивные коньки у меня появились лишь в десятом классе.
- Из-за коньков школа не оказалась на втором месте?
- Я и училась, и тренировалась. После восьмого класса думала подать документы в горный техникум. Но родители запротестовали и настояли на том, чтобы продолжила учебу в девятом классе. Папа у меня работал заместителем директора завода, а мама была домохозяйкой. На ее плечи легла забота о воспитании четырех дочерей и сына. Я была средней и во всем старалась ей помогать.
- А как вы чуть не стали военной?
- Как-то в Свердловске, куда приезжала на соревнования, увидела объявление о наборе в военное училище и потеряла покой. Но мне дали от ворот поворот - девушек туда не принимали. После десятого класса поступила в Челябинский педагогический институт на факультет физического воспитания. Во время вступительных экзаменов приметила симпатичного парня. Подружки сказали, что он из Тюмени и зовут его Александр Полозков.
- Чем же он вас так заинтересовал?
- Сначала на занятия он ходил от случая к случаю. Думала - не хочет парень учиться. Когда меня выбрали старостой группы, я решила его перевоспитать. А Саша серьезно занимался спортом, показывал высокие результаты в спортивной ходьбе, здорово бегал на лыжах. И вместо учебы часто пропадал на учебно-тренировочных сборах. Я ведь не знала, что он совмещает учебу с тренировками и из гордости никому ничего не объясняет.
- Так как же вы все-таки подружились?
- Ахиллесовой пятой в образовании Саши был иностранный язык. Вот я и взяла над ним шефство. Да так, что уже через три занятия он спросил, глядя мне прямо в глаза: "Как сказать по-немецки "я тебя люблю"?!" Тогда я все обратила в шутку, но в глубине души поняла, что мне с ним будет не до шуток. После этого он стал провожать меня домой, заходить в гости. Мы с ним быстро подружились. Ссорились редко, но нашу первую размолвку я хорошо помню - она принесла мне первую победу.
- Как это?
- Это было на первом курсе. Из-за чего мы "поцапались", уже не помню. Главное - на следующий день намечались соревнования на первенство Челябинской области по конькам. Я знала, что на каток он не придет, уж больно гордый был Полозков. Весь вечер ревела в общежитии. И одной из подруг сгоряча сказала, что если Саша придет на стадион, то выиграю первенство. Она взяла и передала мои слова. Я тогда еще была перворазрядницей, а в тех соревнованиях участвовали мастера спорта, члены сборной страны! Перед самым забегом увидела Сашу, и это мне придало столько сил, что я выиграла!
- Говорят, что свадьба у олимпийской чемпионки была скромная.
- Это правда. Мы с Сашей готовились к очередному экзамену. Мне шел 21-й год. Вдруг он говорит, мол, давай распишемся! От этих слов у меня даже голова закружилась. И мы пошли в загс, а по дороге встретили нашего декана Анну Матвеевну Майорову. Сказали ей, что идем расписываться. Она не поверила: "Для росписи нужны свидетели!" Мы засмеялись, мол, а мы - без свидетелей! Потом, к свадьбе, я сшила себе сиреневое платье с шарфом. А моя старшая сестра Тамара, которая вышла замуж на полгода раньше меня, надела свое белое свадебное. И ее перепутали с невестой, а на нас сначала никто и внимания не обратил!
- Много подарков было?
- Самым дорогим для нас подарком стало жилье. Это было счастье - сменить общежитие на отдельную квартиру! Из вещей у нас было всего два чемодана. Мы были на небесах от счастья, когда родня подарила диван. Для нас это была роскошь!
- А не сложно было после рождения сына возвращаться в большой спорт?
- Сложно - не то слово! Хотя я и установила мировой рекорд, мне нелегко было ездить на сборы с двухлетним малышом. Порой ночью к нему подойти не могла - так болел голеностоп. Врач, чтобы снять боль, нередко делал уколы. Немного отлежусь после них и снова на тренировку. День-два потренируюсь - снова дикая боль. Снова уколы. Раньше каждая тренировка доставляла радость, а в 1969 году поняла, что мне не хочется выходить на лед. Тогда и решила, что надо прощаться со спортом. Это произошло в 1970 году на катке "Медео". Когда совершала прощальный круг почета, боль кольнула в самое сердце. Вдруг остро осознала, что больше уже никогда не выйду на старт.
- Поделитесь, у вас были маленькие хитрости перед большими победами?
- Как и у многих спортсменов. Перед выходом на лед обычно мы находились в одной раздевалке. Каждый делал разминку и всем своим видом старался убедить соперниц, что перед стартом совсем не волнуется, готов обыграть любого. Своеобразная психологическая атака. Всегда эмоционально себя вела Инга Артамонова. Она то прыгала, то танцевала, то делала растяжки. Я же после разминки уходила в соседний кабинет директора. Включала там телевизор или сидела, закрыв глаза. Мне необходимо было сосредоточиться в тишине. Это всегда озадачивало моих соперниц. Они просто терялись в догадках от моего отсутствия в раздевалке перед стартом.
- Кому вы обязаны своими спортивными победами?
- Евгению Гришину. Его нередко называли королем коньков. С детства он никому ни в чем не хотел уступать, и это нас роднило. Никто из женщин не мог тренироваться с мужчинами на льду. А я могла. Элементарно каталась с ними "в гуське" и выдерживала до сорока кругов! Я буквально "печатала" каждый шаг Гришина. Порой он даже свои тренировочные планы под меня перестраивал. Так что своими победами по гроб ему обязана.
- Лидия Павловна, а у вас есть недостатки?
- Излишне придирчива к сыну и слишком категорична в суждениях. Но мой характер уже поздно менять, и что плохого в том, что везде и во всем хочу быть первой! А девиз в жизни - не создавать никому проблем! И еще - не могу себе простить, что, возможно, делала людям больно. Из-за своей несдержанности, максимализма. А все остальное не так уж и страшно.
Смотрите также: