Примерное время чтения: 6 минут
105

Кто защитит узников нацизма?

Общество бывших российских узников Маутхаузена (ОБРУМ) было создано в 1999 году и опекало 383 человека. За прошедшие годы умерло 155 узников. В живых остались 228 человек, которые проживают в 48 регионах России.

В прошлом году в составе российской делегации я побывала в Австрии на очередной годовщине освобождения Маутхаузена. Членами делегации были 12 бывших узников одного из самых страшных фашистских концлагерей.

Мы очень любили свою Родину

ЗА СЕМЬ лет сквозь ад лагеря смерти Маутхаузен прошли 335 тысяч заключенных всех национальностей. Почти 123 тысячи из них были зверски замучены или умерли от непосильного труда, болезней, голода, умерщвлены в газовых камерах. Каждой четвертой жертвой был наш соотечественник. Из более чем 32 тысяч советских военнопленных в живых остались только две тысячи. Мученическую смерть принял здесь и генерал Дмитрий Карбышев.

Один из тех, кому удалось выжить в том аду, - ростовчанин Евгений Васильевич Моисеев: "Жил я до войны в Ростове. Был юркий, спортивный. В школе мы проходили боевую, строевую подготовку. Может, поэтому и хватило сил выжить... Война многим покалечила жизни. Фашисты семь дней были в Ростове. Расстреляли очень много народа. В лагерь я попал в 15 лет: нас, молодежь, угнали в Германию на работу. По дороге с четырьмя парнишками я решился бежать. Но нас поймали, избили до полусмерти. Довелось пройти через тюрьмы и лагеря, расположенные на территории Польши. Ночью снились такие хорошие сны о доме, о родных, о мирной жизни! А просыпаешься - и страшно поверить в эту явь! Самое тяжелое время было, конечно, в Маутхаузене. Над нами, русскими, издевались особенно, называли "русскими свиньями". Однажды не сдержался, схватился с надзирателем (их в лагерях называли "капо". Это были бывшие уголовники). За это меня так избили, что думал - не выживу. Но меня выходил врач, тоже из пленных, из Ленинграда, Шилов. Я долго искал его после Победы. Но безуспешно..."

По возвращении домой Евгений Васильевич долго лечился - годы в неволе подкосили здоровье. Но по-прежнему занимался спортом - легкой атлетикой, футболом. Только к боксу, который так любил до войны, больше не вернулся - после всего пережитого в лагерях сам уже не мог бить другого человека, даже на ринге. Окончил горно-спасательный техникум, затем Ростовский машиностроительный институт. Работал на Россельмаше, участвовал в создании и внедрении новой техники.

Сейчас Евгений Васильевич Моисеев - председатель правления Ростовского отделения Общества бывших российских узников Маутхаузена (ОБРУМ).

Дом окнами в ад

...НАША делегация остановилась у ворот, за которыми расположилось шикарное здание. Судя по всему, здесь живет состоятельное семейство. Трудно представить, что некогда в этом благоустроенном особняке была комендатура одного из самых крупных филиалов Маутхаузена - концлагеря Гузен-1.

Мы стояли, сгрудившись, вокруг Федора Степановича Солодовника, руководителя нашей делегации, который два с половиной года провел в фашистском рабстве в Гузен-1. Первые наши пленные были свезены сюда в конце 1941 года. Год спустя из 2150 советских узников в живых осталось 382, а в 1943-м - 106 человек. На свободу в мае 1945-го вышли только 18 заключенных. Среди выживших был и Федор Степанович.

Харьковский парнишка в 1941-м с отличием окончил 9-й класс. С приходом оккупантов скитался по окраинам, пока не наткнулся на немецкий патруль. Вместе с группой сверстников его отправили в Германию, где за десять марок продали некой фрау Хелене Херман. Работал в ее хозяйстве от зари до зари. Кормили хорошо, как и прочую рабочую скотину - лошадей, волов. Но терпеть постоянные унижения и оскорбления было невыносимо. И Федор решил бежать. Однако на первой же станции его поймали, отправили в тюрьму, оттуда - в Маутхаузен. Везли в битком набитом людьми товарнике: изможденные пленные стояли впритык друг к другу. До места назначения живыми доехали не все - многие задохнулись, умерли от истощения.

Представить все, что происходило в концлагерях, человеку с нормальной психикой немыслимо. Убивали фашисты изощренно, "творчески": измученных заключенных приводили якобы мыться в баню. Но вместо воды из душа пускали газ. Шесть минут - и на полу груда скрюченных тел. Их сжигали в крематории. Три с половиной килограмма костей - все, что оставалось от человека. Останки перемалывали в муку и использовали как удобрение.

После войны

КОГДА закончилась война, судьбы бывших узников концлагерей сложились по-разному. Ф. С. Солодовник с красным дипломом окончил Харьковский электротехнический институт, 50 лет проработал инженером-электриком. У него четыре сына и восемь внуков. Федор Степанович является вице-президентом интернационального Маутхаузен-комитета и председателем правления Общества бывших российских узников Маутхаузена.

На мой вопрос, какие проблемы его как председателя ОБРУМа волнуют больше всего в преддверии 60-летия Великой Победы, он ответил: "Необходимо принять закон "О жертвах фашизма", чтобы бывшие узники были бы уравнены в правах на социальные льготы с ветеранами войны и тружениками тыла. Россия является единственной страной в мире, где установлен разный объем льгот для бывших малолетних узников нацизма и тех, кто подвергался преследованиям и депортации после 18 лет. Последние почему-то не считаются пострадавшими. В Белоруссии, на Украине такой закон есть. Наши законодатели тоже должны рассмотреть этот вопрос и включить в закон "О ветеранах" дополнительную категорию граждан - бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания независимо от возраста. Всем им прежде всего нужна моральная реабилитация. Ведь бывшие узники концлагерей - это те, кто вступил в борьбу с фашизмом безоружными, вел пропаганду в тылу врага, саботировал принудительный труд в фашистской Германии, за что многих из них отправили на уничтожение в концлагеря смерти. Бывшие российские узники концлагерей из числа военнопленных признаны участниками Великой Отечественной войны. Всем им отдана дань уважения и признания со стороны государства - они внесены в Федеральный закон "О ветеранах". Необходимо внести в этот закон и положения, защищающие интересы узников концлагерей из гражданского населения, угнанного на принудительные работы и после побегов отправленного на уничтожение в нацистские лагеря. К сожалению, в Программе подготовки и празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и перечне мероприятий на 2004 год, проводимых Российским оргкомитетом "Победа", такая категория, как жертвы нацизма, не упоминается. В проекте Программы не предусмотрено ни одного мероприятия, посвященного жертвам концлагерей и холокоста, ни одной встречи с бывшими остарбайтерами, ни одного упоминания о трагической судьбе миллионов советских военнопленных. Это тем более обидно, что именно в мае 2005 года завершается всемирная программа выплат материальной помощи гражданам, принуждавшимся к рабскому труду, осуществляемая из средств Германского федерального фонда "Память, ответственность и будущее".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно