Примерное время чтения: 8 минут
227

В помощь потребителю (16.06.2004)

Весеннюю обувь носить зимой запрещено

В конце зимы приобрел летние ботинки. Продавец установил гарантийный срок - две недели со дня продажи товара. Получается, что, когда я начну носить ботинки, срок гарантии давным-давно истечет.
А. З а б л у д и н, Пермь

В СООТВЕТСТВИИ с п. 7 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N2300-I (в редакции от 30 декабря 2001 г.) продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если же этот срок установлен, у продавца есть лишь право увеличить его продолжительность.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и т. п.) течение гарантийного срока и срока службы начинается с момента наступления соответствующего сезона, который определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя (так, момент наступления весны на Крайнем Севере и в центральных областях России будет неодинаков).

Таким образом, установление продавцом гарантийного срока на сезонные товары без учета сезонности является неправомерным.

При этом покупателю следует помнить, что ношение, например, весенней обуви в зимнее время является нарушением правил эксплуатации и в случае повреждения гарантия на такую обувь не распространяется.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Пенсионерам отказывают в куске колбасы

На днях попросила продавщицу завесить мне семьдесят граммов колбасы, а она в ответ рассмеялась и сказала, что так мало отрезать не станет. Мне стало так обидно: я бы, может, с радостью купила больше, но моя пенсия этого не позволяет. Получается, нам, пенсионерам, уже и в куске колбасы отказывают.
Н. С у б б о т и н а, Волгоград

В СООТВЕТСТВИИ с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, никаких ограничений по количеству товара не установлено. А пункт 37 в разделе II гласит, что по просьбе покупателя продавец обязан нарезать гастрономический товар. Так что вам по вашему требованию должны взвесить хоть семьдесят, хоть пятьдесят, хоть тридцать граммов колбасы.

Сломался холодильник. Кто виноват?

Недавно приобрели новый холодильник. Но, увы, радовались "обновке" недолго. Буквально через несколько дней после покупки в нашем доме неожиданно отключили свет. А когда его включили снова, наш холодильник как-то странно зашипел и... заглох. Естественно, мы позвонили в гарантийную мастерскую. Пришедший мастер, осмотрев холодильник, заявил, что поломка произошла из-за резкого перепада напряжения в сети, поэтому бесплатному ремонту дорогостоящий агрегат не подлежит. Неужели это справедливо? Мы ведь тоже ни в чем не виноваты.
Семья А в д е е в ы х, Ставропольский край

ПРЕЖДЕ всего необходимо установить, имелось ли в холодильнике специальное устройство, предохраняющее механизм от скачков напряжения (подобным устройством оснащены практически все современные модели холодильников). Если подобное устройство имелось, но не сработало - налицо брак изготовителя, и, следовательно, гарантийная мастерская должна бесплатно починить холодильник плюс устранить этот недостаток. Если же будет установлено, что холодильник вышел из строя по вине третьих лиц (энергоснабжающей организации), то оплачивать устранение поломки должна она.

Зависит от типа машины

Через два месяца после покупки и установки моя стиральная машина стала сильно стучать при отжиме. На требование вернуть деньги магазин ответил отказом, заявив, что недостаток устраним.
И. И с а е в, Караганда

ЕСЛИ ваша стиральная машина является автоматической, то замена ее на товар другой марки либо возврат денег возможны только при условии, что обнаруженные недостатки существенны, т. е. препятствуют ее использованию по прямому назначению и требуют дорогостоящего ремонта (на основании постановления Правительства РФ N 575 от 13.05.97 г.). Если же стиральная машина обычного типа, то магазин был не вправе вам отказать.

Инструкция на русском обязательна

При покупке пылесоса продавец предложил мне отдельно приобрести инструкцию по его использованию на русском языке. Правомерно ли это?
М. Б о р и с о в, Москва

В СООТВЕТСТВИИ со ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" покупателю должна быть предоставлена исчерпывающая информация на русском языке о приобретаемом им товаре, так что действия продавца являются незаконными.

Телевизор "зайцем" не провезешь

Купил в Москве телевизор и вез его на электричке к себе в Жуковский. Контролеры потребовали оплатить провоз телевизора. Но ведь на билете написано, что пассажир имеет право бесплатно провозить ручную кладь.
П. В е с е л о в, Жуковский, Московская обл.

В СООТВЕТСТВИИ с приказом МПС РФ N30 от 26.07.02 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте" за провоз электронной, бытовой, видео- и аудиотехники независимо от ее веса берется дополнительная плата. Так, за каждый перевозимый в поезде дальнего и местного следования предмет техники, который в сумме трех измерений превышает 180 см, пассажир должен оплатить тариф багажа весом 30 кг в билетной кассе.

Обыскивать покупателей охранники не имеют права

Гостили в Москве у детей и как-то, гуляя по городу, зашли с женой, скорее из любопытства, в крупный магазин - в нашем городе таких нет. Ничего не купили, но на выходе охранники заставили жену выложить все из дамской сумочки, а меня - вывернуть карманы. Ничего, естественно, не нашли, но мы чувствуем себя униженными. Имеют ли право охранники обыскивать покупателей?
П. и Р. М о р о з о в ы, Алтайский край

В П. 34 Примерных правил работы предприятия розничной торговли содержится прямой запрет на досмотр сумок покупателей при входе и выходе из магазинов самообслуживания. Даже если охранник уверен, что покупатель что-то украл, единственное, что он может сделать, - это вызвать милицию, которая в присутствии понятых и с соблюдением необходимых формальностей проведет досмотр личных вещей гражданина.

Дайте жалобную книгу!

Недавно продавщица продовольственного магазина не только обвесила меня, но еще и нахамила, когда я сделала ей справедливое замечание. Тогда я потребовала жалобную книгу. Сначала продавщица долго морочила мне голову, якобы своей жалобой я ничего не добьюсь, только время потеряю. И только когда я пригрозила, что буду жаловаться в вышестоящие инстанции, книгу мне предоставили. Жалобу я написала, но сомнение в душу закралось: может быть, жалобная книга действительно превратилась в пустую бумажку?
Н. Н о в о е л ь ц е в а, Кострома

НАЧНЕМ с того, что продавец обязан предоставлять Книгу отзывов и предложений по первому требованию покупателя. Во многих магазинах эта книжечка висит на самом видном месте, так что можно взять ее самостоятельно. Настоящая Книга отзывов и предложений должна быть зарегистрирована в Управе района в специальном журнале. Поэтому в начале или в конце книги должны стоять печать, подпись специалиста Управы по потребительскому рынку и дата (до какого числа книга действительна). Кроме того, настоящая книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя и печатью организации (индивидуального предпринимателя). Работникам предприятия торговли запрещается требовать от покупателя предъявления каких-либо личных документов или объяснения, что он конкретно собирается написать.

Теперь по сути вашего вопроса: продавец, действия которого вызвали жалобу, должен немедленно сообщить об этом администрации предприятия и представить письменное объяснение по содержанию жалобы. Администрация, в свою очередь, обязана в двухнедельный срок рассмотреть внесенную в Книгу отзывов и предложений запись и принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия. Отметку о принятых мерах не позднее чем через 15 дней со дня подачи жалобы руководство предприятия должно сделать на оборотной стороне жалобы покупателя и плюс к этому в обязательном порядке направить письменный ответ заявителю (разумеется, если он не забыл указать свой адрес).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно