Примерное время чтения: 10 минут
132

Пенсионная реформа не ухудшила положение ни одного пенсионера

В условиях принятия новых законов по пенсионному обеспечению, когда только самые ленивые из политиков не пытаются комментировать, зачастую осуждая, то, в чем сами еще не разобрались, гражданам особенно важно понять: что же реально происходит? Сквозь трескучие фразы трудно пробиться к осознанию того, как же именно все это отразится на них, какие изменения и в какую - лучшую или худшую - сторону им предстоят.

Кто же, как не председатель правления Пенсионного фонда РФ, может все это разъяснить? Итак, слово Геннадию Николаевичу БАТАНОВУ.

Она не буксует!

СРЕДСТВА массовой информации теперь в основном ругают Пенсионный фонд, звучат слова о провале пенсионной реформы. Но откуда такое мнение? Ведь пенсионная реформа (и это факт непреложный) не ухудшила положения ни одного пенсионера! В ее ходе пенсии реально возросли в несколько раз. И это несмотря на то, что значительная часть средств, которые поступают в Пенсионный фонд, откладывается в накопительную часть. В 2002 году туда отдано более 30 миллиардов, в 2003-м - около 50 миллиардов. И тем не менее пенсия индексируется как минимум два раза в год. Я думаю, что недобросовестные критики, играя втемную и не имея возможности привести ни одного реального факта, ругают реформу, исключительно чтобы заработать себе политический вес. Можно подтвердить цифрами, что с 2001 года положение с выплатой пенсий в стране значительно улучшилось, каждый пенсионер это почувствовал.

Конечно, пенсия не настолько достойна, как того хотелось бы. Может, по реальному денежному выражению средней пенсией и вправду гордиться пока рано, но она учитывает и инфляцию, и индекс цен и корректируется в соответствии с этим. Да, согласен: пришло время думать над тем, как пенсии реально повысить. Опыт показал, что некоторые ныне действующие нормы законов были приняты в иных экономических отношениях. Теперь условия меняются, единый социальный налог, который работодатели выплачивают за своих работников, уменьшается - ничего не поделаешь, это веление времени, и, поскольку государство пошло на это, мы теперь меняем и наши пенсионные законы.

Чем заполнят дыру

КАК известно, налоговая реформа предполагает снижение единого социального налога. Основная нагрузка от этого снижения ложится на государственный Пенсионный фонд России. Поступления в него в части финансирования базовой части пенсии сократятся с 14 до 6 процентов. Это сокращение будет компенсироваться федеральным бюджетом. Но положение пенсионеров от этого не ухудшится. Средства страховых взносов, из которых сейчас платится пенсия нынешним пенсионерам, ведь тоже порой поступали с дефицитом, и нам не хватало денег на выплату пенсий. В таких случаях мы покрывали дефицит страховой части пенсии за счет профицита базовой части и резерва Пенсионного фонда.

Коль скоро мы решили продолжить пенсионную реформу, уменьшая единый социальный налог, в доходах Пенсионного фонда образуется дыра. К сожалению, пришлось пойти на непопулярную меру и снизить возраст граждан, которые смогут формировать накопительную часть пенсии, с 1953 по 1967 год рождения. Непростое решение.

Но приведу в пример Чили - там тоже начали реформу, подобную нашей, в 1983 году. Так вот, первая выплата из накопленных денег там будет произведена только через 40 лет после ее принятия. Вот это реальный срок, чтобы нарастить вложенные средства. А мы эту выплату в соответствии с нашим законодательством планировали произвести уже в 2013 году. Однако реально за 10 лет, даже с учетом работы этих денег на фондовом рынке, накопления не могут быть сколько-нибудь значительными.

Государство понимает, что просто так обидеть граждан 1967 года рождения и старше нельзя, надо дать им какие-либо возможности увеличить свою пенсию. И сейчас им сделано очень интересное предложение, которое пока что тоже оформлено в виде проекта федерального закона, о том, чтобы люди сами поучаствовали в формировании накопительной части пенсии. Им предлагается добровольно отчислять на пенсионные накопления 4% своей зарплаты, которые будут освобождены от подоходного налога, и государство, страхуя эти накопления, еще от себя доплатит 2% средств, гарантируя таким образом прибавку, которую гражданин непременно получит к своей пенсии.

Сейчас, ознакомившись с пенсионными системами других стран, я могу сказать, что сумма в 4% - крайне незначительная. В мировом опыте фигурируют цифры неизмеримо большие - средний работодатель в Швеции отдает в накопительную часть пенсионного фонда более 40% зарплаты, в большинстве стран граждане сами участвуют в формировании своих пенсий, так что эта идея абсолютно соответствует международным нормам.

У нас же по европейским масштабам единый социальный налог в части отчисления в Пенсионный фонд вообще был одним из самых маленьких - 28%. Конечно, мы сейчас находимся на таком уровне развития, что нам и такие отчисления делать пока очень тяжело. Но благодаря снижению налогов мы надеемся, что зарплата выйдет из тени, общий фонд заработной платы России за счет этого повысится, а следовательно, повысятся и отчисления в Пенсионный фонд. Ну а бюджет Пенсионного фонда практически за счет легализации зарплаты приобретет дополнительные доходы. Таким образом, за счет введения новой шкалы налогообложения мы к 2005 году не только заполним эту "финансовую яму", но и улучшим показатели наполняемости Пенсионного фонда.

Непростой выбор

С 1 ЯНВАРЯ 2005 года со средствами обязательного пенсионного страхования будут работать и негосударственные пенсионные фонды - у них уже более чем десятилетняя кредитная история, в России их более 250. Застрахованные лица по своему желанию могут передать накопительную часть своих пенсий в эти фонды.

В случае, если они доверятся одному из негосударственных пенсионных фондов, они должны будут подписать с ним договор и переслать его нам. В прошлом году таким же образом всем предлагали выбрать для своих пенсионных денег управляющую компанию. И если гражданин останавливался на какой-либо из них, государственный Пенсионный фонд передавал его средства туда во временное управление. А если он не делал никаких распоряжений, деньги автоматически поступали в государственную управляющую компанию, которой сегодня является Внешэкономбанк. Частные управляющие компании в прошлом году выбрало достаточно небольшое количество граждан - порядка 780 тысяч человек, и мы передали им всего полтора миллиарда рублей.

Сроки, в которые люди могли изъявить свое решение по этому вопросу, передвигались. Но это был первый год, когда мы должны были проинформировать граждан Российской Федерации о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, послать им бланк заявления о выборе управляющей компании. Еще не был наработан соответствующий механизм. Поэтому средства управляющим компаниям передали не к 31 декабря 2003-го, как планировали, а только к 1 марта 2004 года.

А в этом году предлагается завершить рассылку заявлений к 1 октября, до 1 декабря отвести людям время на принятие решения о размещении средств, к 1 января мы обработаем эту информацию и до 31 марта следующего года исполним волеизъявление граждан, передав их средства в выбранную ими управляющую компанию. Надеюсь, что закон об этом будет принят в ближайшее время.

В этом году в одной рассылке будет объединено извещение о выборе управляющей компании с отчетом о том, сколько пенсионные деньги каждого заработали на финансовом рынке за этот период. Эта рассылка затронет всех работающих граждан нашей страны, в том числе и работающих пенсионеров. Поскольку за всех своих сотрудников предприятие платит страховые взносы, мы делаем перерасчет и прибавляем работающему пенсионеру к пенсии какую-то часть денег из заработанных за год. В среднем добавка составляет около 50 рублей в месяц, но есть и рекордсмены - один пенсионер в Рязанской области за прошлый год легально и законно заработал 8700 рублей прибавки к пенсии! Так что работающие пенсионеры могут существенно изменить свое материальное положение в лучшую сторону.

Национальная идея созреет сама

СТАРШЕЕ поколение создало основу экономического богатства страны. Мы осознаем, что именно наши старики одержали победу в страшной войне, восстановили экономику: по многим показателям мы держимся на уровне величайших держав мира именно за счет самоотверженного труда пожилых. Хотелось бы, чтобы молодые политики, интеллигенция, элита не забывали, на каком фундаменте стоит их благополучие. И что сейчас говорить о поисках национальной идеи, когда нищие люди борются за кусок хлеба? Мне кажется, надо просто с уважением относиться к тому положительному, что у нас было, и спокойно, планомерно идти вперед, а когда наступит общее благосостояние, когда народ поверит в себя и расправит плечи, идея сформируется сама!

И еще: мне бы хотелось, чтобы граждане понимали, что все, кто сегодня занимается пенсионной реформой, - это люди высокоответственные, которые, прежде чем внести предложение, принять решение, очень внимательно и всесторонне его изучают, учитывая опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, просчитывая все таким образом, чтобы ни в коем случае не ухудшить положение как будущих, так и нынешних пенсионеров. Это - главный принцип нашей работы.

От редакции
Чилийский пример заразителен лишь для России

ПОСЛЕ распада социалистического содружества в странах бывшего соцлагеря произошли серьезные преобразования в социальной сфере. Сейчас пенсионный возраст там составляет в основном 60 лет для мужчин и 55-56 лет для женщин в зависимости от условий работы, а в Болгарии, например, эти цифры и того меньше - 52 года и 47 лет соответственно. Кроме того, в Венгрии и Болгарии для получения права на полную пенсию достаточно выплачивать страховые взносы в течение 20 лет.

Однако, если учитывать уровень цен и стоимость жизни, пенсии там весьма невелики. Например, в Словении пенсия составляет примерно 69% средней зарплаты, т. е. около 325 евро. В Польше пенсия приблизительно 200 евро, или 45,9% средней зарплаты, в Венгрии - менее 40% зарплаты (116 евро), а в Болгарии пенсия колеблется от 25 до 50 евро.

В последние годы в бывших странах соцлагеря все большее внимание уделяется созданию систем персонифицированного учета пенсионеров. Но введение накопительной системы продвигается с немалыми трудностями. Так, в Польше эта система является обязательной только для лиц, родившихся после 1968 года, в Чешской Республике только 20% активного населения (1 млн. чел.) охвачено этой системой. Еще ниже этот показатель в Венгрии, а в Словении и Болгарии эту систему предпочли лишь 6% активного населения.

Казалось, проблему могло бы решить введение обязательных накопительных систем по примеру Чили. Однако опыт Чили показывает, что вряд ли это будет способствовать повышению активности граждан. Там только 50% лиц, обязанных выплачивать взносы, действительно вносят их на свои накопительные счета. В странах же с низкими зарплатами и высоким уровнем безработицы, где сравнительно недавно началась подобная реформа, и подавно будет существовать соблазн избежать обязательных выплат в любой форме.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно