"Каменная задница"
НАСТОЯЩАЯ фамилия Молотова Скрябин. Когда он начал впервые печататься в большевистских газетах, его небольшие заметки и статьи появлялись под разными псевдонимами. Только в 1918 году на брошюре об участии рабочих в хозяйственном строительстве автор поставил псевдоним "Молотов", который вскоре и стал его постоянной фамилией.
Многие считали почему-то, что Молотов происходил из дворянской семьи. Это не так. Он родился 9 марта 1890 года в слободе Кукарка Вятской губернии и был третьим сыном мещанина Михаила Скрябина. Отец Молотова был обеспеченным человеком и дал своим сыновьям неплохое образование. Вячеслав окончил в Казани реальное училище и получил даже музыкальное образование. В партию большевиков Молотов вступил в 1906 году. А в 1909 был арестован и сослан в Вологду. По окончании ссылки он приехал в Петербург и поступил в Политехнический институт.
В первые дни Февральской революции Молотов оказался заметной фигурой. В марте 1917 года он входил в расширенный состав ЦК, в редакцию "Правды" и в исполком Петроградского Совета. Однако после возвращения из ссылки и эмиграции руководителей партии Молотов отошел на вторые роли. Он не обладал ни ораторским талантом, ни сильной волей, ни революционной энергией. Поэтому не смог сколько-нибудь отличиться ни в бурные месяцы революции 1917 года, ни в годы последовавшей за ней Гражданской войны.
Вспомнили о нем весной 1922 года, когда было решено реорганизовать Секретариат ЦК, расширить его права и функции и поставить во главе этого органа одного из членов Политбюро. Зиновьев и Каменев предложили кандидатуру Сталина, и Ленин согласился с этим назначением. Новый Секретариат ЦК был сформирован после XI съезда партии в составе Сталина, Молотова и Куйбышева. Сталин оценил бюрократическую старательность и работоспособность Молотова. Тот не был создан для первых ролей, и его почти не видели среди рабочих и крестьян. Зато он аккуратно вел бесчисленное количество дел, выполняя ту канцелярскую часть работы Секретариата, которую не слишком любил делать Сталин. Большевики первого поколения, не особенно ценившие кабинетную работоспособность, уже тогда дали Молотову презрительную кличку "каменная задница".
Предсовнаркома
В 20-Е ГОДЫ Молотов почти всегда рядом со Сталиным. Он активно участвует в борьбе против троцкистской, а затем против зиновьевской и "объединенной" оппозиций. На съездах партии он делает обычно доклады по организационным вопросам, часто пишет для "Правды", выпускает одну за другой брошюры и книги: "Вопросы партийной практики", "Партия и ленинский призыв", "Ленин и партия за время революции", "Об уроках троцкизма", "Политика партии в деревне". Хотя Молотов никогда не был знатоком аграрного вопроса, но именно он возглавил с 1924 года комиссию ЦК по работе в деревне. В 1928 - 1929 годах Молотов, теперь уже полноправный член Политбюро, без колебаний поддержал Сталина в борьбе с так называемым правым уклоном. Когда было устранено сочувствовавшее "правым" руководство Московской организации, то именно Молотов возглавил эту организацию, оставаясь одновременно одним из секретарей ЦК ВКП(б). Сухой, деловитый, как бы лишенный эмоций Молотов беспрекословно выполнял любые указания и директивы Сталина. И Сталин оценил эту покорность. Когда после отставки А. И. Рыкова оказался вакантным пост Председателя Совета Народных Комиссаров, Сталин предложил избрать главой Советского правительства именно Молотова.
Сталину нравилась не только неутомимая и лояльная деятельность Молотова, но и что тот был человеком маленького роста. Крупные, высокие и красивые люди раздражали низкорослого и рябого диктатора. В знаменитом стихотворении О. Мандельштама о Сталине, которое стоило поэту жизни, есть строка: "А вокруг него сброд тонкошеих вождей..."
Как писала позднее вдова Мандельштама: "Тонкую шею" поэт приметил у Молотова - она торчала из воротничка, увенчанная маленькой головкой".
Беспощаден к "врагам"
ИЗ ДВАДЦАТИ ПЯТИ народных комиссаров, входивших в СНК СССР в 1935 году, не погибли в годы репрессий лишь Микоян, Ворошилов, Каганович, Литвинов и Молотов. Из двадцати восьми человек, составивших Совет Народных Комиссаров в начале 1938 года, были вскоре репрессированы двадцать человек. И Молотов отнюдь не был пассивным наблюдателем этой страшной "мясорубки". Он активно помогал крутить ее ручку Сталину, Ежову и Берия. Именно Молотов выступил на февральско-мартовском Пленуме ЦК с большим докладом, в котором призвал всю партию усилить борьбу с "вредителями" и "шпионами" внутри партии, то есть с теми "вредителями", которые носят в своем кармане партийный билет и громче других кричат, что они защищают интересы и линию партии.
Молотов не только подписывал после Сталина многие из проскрипционных списков, прибавляя нередко к своей подписи и матерную брань в адрес осужденных. Он был инициатором многих арестов в аппарате СНК СССР. По его требованию были арестованы Г. И. Ломов и К. В. Уханов, а также первый секретарь Уральского и Свердловского обкомов партии И. Д. Кабаков и многие председатели облисполкомов. Были случаи, когда вместо санкции на тюремное заключение Молотов ставил рядом с некоторыми фамилиями зловещие буквы "ВМН", то есть "высшая мера наказания".
В 30-е годы Молотов обладал огромной властью в стране. Его 50-летие было отмечено в марте 1940 года не только высокими наградами и приветствиями со всех сторон. Крупнейший промышленный центр страны - город Пермь - был переименован в Молотов. Появились на карте СССР и два Молотовска, Молотовабад, мыс Молотова и пик Молотова. К этому надо прибавить тысячи колхозов, предприятий и институтов "имени Молотова".
Пакт "Молотов - Риббентроп"
23 АВГУСТА 1939 года в Москву прибыл Риббентроп. Американский посол Ч. Болен свидетельствует: "После шести лет официально проповедуемой вражды к Гитлеру и нацизму такой поворот событий в глазах многих был подобен землетрясению. Возникшее замешательство отразилось даже на самой церемонии приема Риббентропа в Москве. У русских не было нацистских флагов. Наконец их достали - флаги с изображением свастики - на студии "Мосфильм", где снимались антифашистские фильмы. Советский оркестр спешно разучил нацистский гимн. Этот гимн был сыгран вместе с "Интернационалом" в аэропорту, куда приземлился Риббентроп. После короткой церемонии Риббентропа увезли в Кремль, где немедленно начались переговоры. В два часа ночи был подписан Советско-германский пакт о ненападении".
От Советского Союза договор был подписан, как известно, Молотовым, и поэтому он получил неофициальное название "пакт Молотова - Риббентропа".
В конце августа была созвана внеочередная сессия Верховного Совета СССР, на которой Молотов сделал доклад о неожиданном для всех договоре. Сессия единогласно ратифицировала договор, а следующий день - 1 сентября - был уже днем начала Второй мировой войны, Германия атаковала Польшу, а еще через день Англия и Франция объявили войну Германии.
Из речи Молотова 31 октября 1939 года советские люди узнали, что "идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать. Это - дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война "за уничтожение гитлеризма"...
9 сентября 1939 года через германского посла в СССР Шуленбурга Молотов передал свои личные поздравления германскому правительству по случаю вступления немецких войск в столицу Польши - Варшаву. Когда в апреле 1940 года в Москву пришла весть о вторжении германских войск в Норвегию и Данию, Молотов направил Шуленбургу послание с выражением понимания и пожеланием успехов. Такое же письмо было получено германским посольством при вторжении немецких войск в Бельгию, Голландию и Люксембург, начавшемся в мае 1940 года...
А когда после нападения Германии на СССР посол Шуленбург, вызванный в Кремль к Молотову, передал ему формальное объявление войны, тот смог произнести лишь жалкую фразу: "Чем это мы заслужили?"
Наше дело правое
ИМЕННО Молотов в 12 часов дня 22 июня 1941 года выступил по радио с краткой речью, из которой наша страна узнала о нападении Германии на СССР и о начале войны. Речь Молотова кончалась словами: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами". Эти слова помнят все советские люди старшего поколения.
Весьма обстоятельный портрет Молотову дал Черчилль.
"Вячеслав Молотов был человеком выдающихся способностей и хладнокровной беспощадности. Он пережил ужасающие случайности и испытания, которым все большевистские лидеры подвергались в годы победоносной революции. Он жил и преуспевал в обществе, где постоянно меняющиеся интриги сопровождались постоянной угрозой личной ликвидации. Его подобная пушечному ядру голова, черные усы и смышленые глаза, его каменное лицо, ловкость речи и невозмутимая манера себя держать были подходящим выражением его качеств и ловкости... Его улыбка сибирской зимы, его тщательно взвешенные и часто разумные слова, его приветливая манера себя держать делали его совершенным орудием советской политики в дышащем смертью мире. Переписка с ним по спорным вопросам всегда была бесполезна и, если заходила далеко, кончалась лганьем и оскорблениями".
В июле 1986 года в газете "Московские новости" появилось интервью с девяностошестилетним Молотовым.
"Я в курсе всех событий, - говорил за несколько лет до смерти Вячеслав Молотов. - Меня воодушевляют перемены, происходящие в нашей жизни. Обидно, что возраст и здоровье не позволяют активно участвовать в них. Чем старше становится человек, тем больше он хочет быть полезным обществу... У меня счастливая старость. Хочу дожить до ста лет".
Но дожить до ста лет Молотову не удалось. В советской печати появилось краткое извещение: "Совет Министров СССР с прискорбием извещает, что 8 ноября 1986 года на 97-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни скончался персональный пенсионер союзного значения, член КПСС с 1906 года Молотов В. М., бывший с 1930 по 1941 год Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, а с 1941 по 1957 год - первым заместителем Председателя Совнаркома СССР и Совета Министров СССР".
Похороны Молотова происходили на Новодевичьем кладбище в присутствии лишь родственников и немногих друзей и почитателей, но без каких-либо корреспондентов.