В шестом номере нашей газеты был опубликован материал Александра Северного "Пенсионеров ликвидируют как класс?". Дискуссию продолжает Жорес МЕДВЕДЕВ.
Наша справка
МЕДВЕДЕВ Жорес Александрович, биолог по образованию, историк и писатель по призванию, диссидент по жизни.
Родился в Тбилиси в 1925 г. в семье комиссара Красной армии, репрессированного в 30-х годах и погибшего в колымских лагерях. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева. Выступал против режима, созданного в биологической науке Лысенко и его присными, цензуры почтовых отправлений, заключения инакомыслящих в психиатрические больницы.
В 1973 г. Жорес Медведев выехал в Англию и был лишен советского гражданства. В 1990 г. гражданство ему было возвращено.
Облигации долгожительства
ДИРЕКТОР Английского банка Мервин Кинг недавно объявил о намерении выпустить в обращение особые "облигации долгожительства" со сроком "созревания" в 25 лет. Доход от продажи этих облигаций должен поступать в пенсионные фонды, которые уже неспособны полностью обеспечивать пенсиями слишком быстро увеличивающееся число пожилых, старых и очень старых людей. Как оказалось, именно долгожители, то есть люди, возраст которых превысил 90 лет и число которых приблизилось в Великобритании к половине миллиона, требуют наибольших затрат системы социального обеспечения. В большинстве стран Запада пенсии, назначенные с 60 лет, индексируются к инфляции и дополняются "возрастными" надбавками каждые десять лет. Особенно много различных льгот именно у тех, кому за 90. Они вводились давно, когда до этого возраста доживали немногие. Проблемы старости осложняются еще и тем, что рождаемость в странах Запада все время снижается и уже в течение многих лет не обеспечивает воспроизводство населения. Стареет поэтому все общество в целом. Средний возраст всего населения Италии, Германии и Японии превысил 40 лет, в Великобритании приблизился к этой цифре. К середине нынешнего столетия на каждого пенсионера может оказаться лишь один человек активного "рабочего" возраста.
"Облигации долгожительства" - это лишь одна из идей, предложенных для спасения от демографического кризиса. Более радикальные, но значительно менее популярные меры, обсуждаемые политиками, включают перенос права на пенсию на более поздний возраст - 65 и даже 70 лет - и значительное уменьшение размеров самих пенсий. В Швейцарии и Голландии уже легализованы добровольные самоубийства неизлечимых больных, обычно очень старых, в специализированных клиниках. Этот метод сокращения числа полностью беспомощных людей обсуждается и в других странах Европы. Все больший и больший объем принимает перенос многих производств и предприятий в бедные страны, прежде всего в Индию и Китай. За океаном британские компании платят рабочим и служащим меньше и не заботятся об их пенсиях. В широких масштабах осуществляется иммиграция молодых, квалифицированных и высокообразованных работников, но уже не из Азии и Африки, как в прошлом, а из Восточной Европы, которая была закрыта для этого в период "холодной войны". Иммигранты из стран с иным, чем на Западе, расовым и религиозным населением, как показал опыт прошлого, плохо ассимилировались в европейскую цивилизацию. Сейчас начинает преобладать иммиграция на Запад молодежи из Польши, Румынии, Сербии, Болгарии, Белоруссии, Украины и России. Граждане этих стран легко вступают в смешанные браки и уже во втором поколении становятся французами, итальянцами, англичанами и испанцами, заполняя демографические ниши возрастной пирамиды. Именно этим путем западная экономика стремится купить себе "вторую" молодость. Однако вступление в 2006 г. в пенсионный возраст огромного контингента послевоенного бума рождаемости, продолжавшегося около пятнадцати лет, нельзя компенсировать только иммиграцией и экспортом рабочих вакансий.
Кризис старости
ПЕНСИИ и бесплатное лечение людей пожилого возраста впервые начали вводить в Германии в конце XIX в., после ее объединения канцлером Отто фон Бисмарком. В Великобритании первые пенсионеры появились лишь в 1908 г., а всеобщее пенсионное обеспечение датируется 1948 г. В это же время вводилось и бесплатное национальное здравоохранение. Эти реформы не представляли тогда экономических проблем для общества. Средняя продолжительность жизни не превышала в послевоенной Европе 62 лет, и число пенсионеров составляло лишь 3-4 процента от общего населения. Медицинские расходы были сосредоточены на борьбе с инфекционными и эпидемическими заболеваниями и снижении детской смертности. Специфические болезни старости - гипертония, остеопороз, артрит, диабет-2, старческое слабоумие и другие - не только не лечились, но часто и не диагностировались.
Первой страной в Европе, в которой число пенсионеров, то есть людей в возрасте выше 60 лет, превысило число людей молодых поколений в возрасте до 16 лет, была Швеция. Здесь это случилось уже в 1962 г., когда пропорция пенсионеров в составе общего населения составила 18%. В Великобритании этот рубеж был достигнут в 1965 г., во Франции - в 1976 г. В периоды экономических кризисов 1970-х и 1980-х годов, связанных с т. н. "нефтяными шоками", число пенсионеров в западных странах росло быстрее, чем пропорция старых людей. В эти годы главной проблемой экономики была безработица, доходившая до 10-15%. Безработных старших возрастов и в сокращаемых отраслях - угольной, металлургической, химической - было проще переводить на "раннюю" пенсию, а не на пособие по безработице.
Проблема пенсий и высоких медицинских расходов на пожилых и старых людей была замаскирована в период достаточно долгого экономического бума 1986-1999 годов, определявшегося рекордно низкими ценами на энергию и быстрым развитием высокотехнологических отраслей. Тем не менее именно в этот период, в 1994 г., Мировой банк в специальном докладе предупреждал о "наступающем кризисе старости, который угрожает не только самим старикам, но также и их детям и внукам". Резкое падение курса акций на всех западных биржах в марте 2000 г. и крах акций высокотехнологических компаний, обесценившихся на 70-80%, очень сильно ударили именно по пенсионным фондам и страховым компаниям, имевшим пенсионные счета, так как их капиталы в значительной степени сохранялись в форме акций. Расчеты показывали, что их финансовые ресурсы оказываются недостаточными, чтобы поддерживать пенсии на привычном, достаточно высоком уровне с середины 2006 г., когда число пенсионеров начнет быстро расти за счет тех, кто родился в период "взрыва рождаемости" после окончания войны. В последние пять лет, начиная с 2000 г., в пенсионный возраст входили уменьшенные "военные" поколения.
В США, Великобритании, Японии и Голландии главные пенсионные ресурсы накапливаются в независимых от бюджета пенсионных фондах, которые существуют и функционируют как самостоятельные финансовые корпорации. В Германии, Италии, Швеции и Франции выплаты большинства пенсий производятся из государственного бюджета, то есть с налоговых отчислений текущего года. Это было возможно лишь за счет сохранения налогов на очень высоком уровне. Для этой группы стран решение проблемы "кризиса старости" является более трудной задачей, так как у них для этого нет целевых фондов, накопленных в течение десятилетий. В США общий пенсионный резерв в 2002 г. ожидался на уровне 7 трлн. долл., в Великобритании и в Японии по полтора триллиона долларов. Эти астрономические цифры не являются, однако, показателем благополучия. Пенсии формируются из пополнений и прибылей основного капитала, и главная проблема состоит в том, что этот капитал растет медленнее, чем рост числа самих пенсионеров. Пропорция пенсионеров в составе общего населения сейчас очень высока и продолжает расти. В 2001 г. в Великобритании она составляла 20,9%, во Франции - 21,3, в Германии - 22,9 и в Италии - 23,9%.
Медицинский парадокс
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ "груз" пенсионеров растет не только в связи с ростом числа пенсионеров, но и в результате непропорционально высоких затрат национального здравоохранения на болезни старости. В настоящее время пенсионеры, составляющие в странах ЕС около 22% общего населения, поглощают почти 70% всех расходов на медицину. На каждое новое лекарство, вводимое в практику для лечения инфекционных заболеваний, приходится около ста лекарств, разработанных для лечения возрастных патологий. Хорошо известно, что расходы на медицинское обслуживание растут пропорционально возрасту. Существует, однако, интересный медицинский парадокс, показывающий преимущества долгожительства. Подсчитано, что медицинские расходы в последние два года жизни для людей, умиравших в 67 лет, были в три раза выше, чем двухлетние медицинские расходы в последние годы жизни тех, кто умирал в 90 лет. Это объясняется тем, что окончание жизни до 70 лет связано обычно с хроническими болезнями, такими как склероз, рак, диабет, остеопороз, инсульты и другие, тогда как люди, доживающие до 90 лет, отличаются обычно крепким здоровьем и не страдают от дорогих для медицины хронических заболеваний. Следует, конечно, учитывать и то, что медицинские учреждения, которые активно занимаются лечением болезней пожилого возраста, почти не обращают внимания на проблемы очень старых людей, - в эту группу относят всех старше 85 лет. Главной проблемой долгожителей являются не инсульты, инфаркты, диабет и рак, а общее физическое увядание. Это часто делает их беспомощными. Но "уход за престарелыми" - это в западных странах уже коммерческий бизнес, а не обязанность бесплатной медицины. Расходы на их медицинское обслуживание, может быть, уменьшаются, но расходы на их пенсионное обеспечение продолжают расти. Хотелось бы отметить в связи с этим резкий контраст, который существует между возрастом основной смертности мужчин в России и в Великобритании, показанный на графике. В Великобритании рост смертности пропорционален возрасту и максимальное число мужчин умирает после 80 лет. В России максимальная смертность мужчин приходится на 60-69 лет и до 80 доживают немногие. По женщинам графики смертности в России и в Великобритании имеют более сходный характер. График смертности мужчин в России характерен для общества с высоким уровнем хронических болезней и болезней "образа жизни", связанных с курением и алкоголизмом. Такой же профиль имеет смертность мужчин на Украине и в Белоруссии. То, что эти страны имеют высокий уровень медицинского обслуживания и общей санитарии, видно по низкой детской смертности. В бедных странах Азии и Африки, где главной причиной смертности являются инфекционные заболевания, пик смертности приходится обычно на детский возраст. Это видно на приведенной для сравнения картине возрастной смертности в Бангладеш. Если сравнить
Преодолим ли возрастной экономический кризис
СУЩЕСТВУЕТ несколько возможностей для преодоления демографического и возрастного экономического кризиса. Однако полностью восстановить нарушаемое равновесие между разными поколениями, благоприятное для экономики, все же не удастся. Избежать непопулярных мер, таких как сокращение размеров пенсий и повышение пенсионного возраста, невозможно.
В Великобритании уже разработан законопроект о новых методах расчета пенсий государственных служащих и "бюджетников" - учителей, медсестер, врачей, работников университетов и других. Новые законы, которые будут приниматься в 2006 г., предполагают проведение расчетов пенсий не на основе последних, перед отставкой высоких окладов, а с учетом некоего "среднего заработка" за весь период трудовой деятельности. Этот закон ударит прежде всего по очень большим пенсиям тех государственных служащих, которые продвинулись по служебным лестницам до высоких должностей. В некоторых случаях их пенсии уменьшатся вдвое, но они останутся, конечно, значительно выше "прожиточного минимума". Так или иначе снижение пенсий в госсекторе затронет больше четырех миллионов человек. Будет уменьшен законодательный контроль за пенсиями в частном секторе экономики. Это позволит работодателям снижать свои обязательные вклады в пенсионные фонды.
Второй путь для решения "пенсионной проблемы" состоит в сдвиге права на пенсию на более поздний возраст. На добровольной основе этот сдвиг уже легализован. Среди "бюджетных" должностей выход на пенсию не в 60, а в 65 лет уже давно существовал для научных работников и профессоров университетов. В США профессора университетов могли работать и до более позднего возраста, так как обязательного увольнения на пенсию для работников умственного труда в США не было. В Великобритании, вопреки здравому смыслу, в обязательном порядке увольняют на пенсию в 60 лет даже послов и других дипломатических работников, которые могли бы успешно работать на своих постах не только 5, но и 10 лет. В то же время подобная перспектива встречает сопротивление со стороны профсоюзов учителей, строителей, работников общественного транспорта, шахтеров и множества других достаточно массовых профессий. Для пилотов, авиаконтролеров, водителей автобусов и поездов пенсионный возраст целесообразно снижать, а не повышать. Это же относится к полицейским и работникам тюрем. Однако в том случае, когда получаемые пенсии значительно уменьшатся и когда переход на пенсию будет означать необходимость изменения привычного уровня жизни, сопротивление к увеличению рабочего стажа станет, безусловно, ослабевать.