"Мою мастерскую найти просто, - объяснял по телефону член Союза художников России Юрий Лукашин, - только к ней пандус для въезда на инвалидной коляске ведёт". Пандус тут действительно необходим. Юрий Александрович - инвалид-колясочник, и вся его жизнь проходит здесь, среди картин, в родной мастерской, словно в маленьком музее.
Рисовать!
"Я не всегда был художником, - рассказывает Лукашин. - В 1973-м окончил Серпуховское военное училище и лейтенантом ракетных войск уехал в Читинскую область. Но автомобильная авария перечеркнула всю мою расписанную на десятилетия вперёд жизнь..."
Перелом позвоночника был не просто травмой, лишившей его возможности двигаться, но страшным моральным ударом. Он, воин, спортсмен, человек действия, стал обузой, балластом, обречённым на унылое доживание в положении пенсионера... Надежда подняться, пойти иссякла через год езды по разным медицинским учреждениям. Чуда не будет... И тогда он вдруг взглянул на себя со стороны: "Юра, как тебе не совестно! Ты скис, ты, никогда не признававший поражений, сдался? А ну-ка вспоминай, что тебе всегда нравилось, да времени не хватало?" И внутренний голос робко ответил: "Рисовать!"
Но малевать что-то непрофессиональное, быть художником от слова "худо" - не для него! А значит, надо учиться. И он поступил в художественный институт. Это было непросто - и сегодня инвалидов мало где привечают, а в те годы и подавно - для человека в инвалидной коляске большинство дверей было закрыто. Но упорство и настойчивость преодолевают всё. И вот уже пошли первые любительские выставки, потом было участие в полупрофессиональных, а теперь он постоянно выставляет свои работы в выставочном зале Союза художников, немало его картин уже нашли своё место в частных коллекциях...
Конечно, инвалиду трудно тягаться по количеству написанного со здоровыми. Но это не значит, что он позволяет себе лениться! Особенно много дают поездки на природу. Из его родного Барнаула до Горного Алтая не так и далеко, а место это поэтическое, потрясающе красивое. Кажется, даже и не умея картины писать, за кисть схватишься, а уж умея - только поспевай переносить на полотно быстротечность изменчивой жизни!
Другое дело, что все эти красоты мало кому сегодня нужны. Нынче хорошо среди художников живут лишь оформители витрин да дизайнеры, прикладники - видно, время такое. "Да, впрочем, и в этом плюс есть, - рассуждает Юрий Александрович. - Я, в отличие от них, могу делать то, что самому нравится. Высшее проявление свободы - творить, не оборачиваясь на заказчика... А материально мне много не надо... Вот когда дочка маленькой была да финансовый кризис 1998 года грянул - тогда пришлось почувствовать, что такое "фунт лиха". Чтобы семье было чем поужинать, был вынужден на машине "таксовать". Но ничего - со всем справились, выросла девочка, замуж вышла, теперь уже две внученьки у меня есть..."
Как не стать "болотом"
Велик всё же запас сил человеческих!
"Если ничего не делать - никакого запаса не хватит, - возражает Лукашин. - Видите, у меня в углу мастерской комплекс тренажёров? В любую погоду, в любом настроении и состоянии здоровья я все эти годы начинаю день с тренировки. Не менее часа - это закон! Потому что ничто в мире не даётся даром. Если махнуть рукой, положиться на "авось", так ничего и не выйдет. Те ребята, с которыми я познакомился в больнице сразу после аварии и находившиеся в том же положении, что и я, уже давно умерли. Не от перелома позвоночника - от тоски, бессмысленности жизни и морального упадка. Это моё глубочайшее убеждение! В то же время мой большой друг Лев Каплин, замечательный писатель, который многие-многие годы полностью парализован (о нём, помнится, писали в "Долгожителе"), тянет такую работу, которой и здоровый человек позавидует. Это просто фонтан энергии, и он ею щедро со всеми делится. Вот и я стараюсь брать пример с него.
Трудно идти таким путём. Но если не идти, не двигаться в своём развитии, постижении мира, духовных ценностей - зарастёшь тиной, как запруженная речка, а там и до болота рукой подать. Хуже нет, чем человек-болото!
А чтобы иметь духовную силу - надо прийти к Богу. Без Него, без твёрдой веры в целесообразность всего, что происходит с миром и с тобою самим, - очень сложно. Просто невозможно! Надо положиться на волю Его и просто служить на том месте, на которое Он тебя поставил.
Во мне это сызмальства заложено - я был офицером и чувствовал призвание служить Родине, и сегодня призвание служить никуда не делось. Может быть, излишне пафосно об этом говорить, но мне хотелось бы послужить тем сегодняшним ребятам, которые волей обстоятельств, волей нелёгкого нашего и неспокойного времени становятся инвалидами, оказываются в той же ситуации, что и я когда-то. Они не знают, как им быть, как смириться с увечьем, как осмыслить себя в мире. А ещё - как справиться с бытовыми трудностями, научиться никого собою не обременять, поддерживать здоровье... Наверное, учить их этому своим примером - тоже мой долг..."
СВЕТЛЫЕ, чуть печальные, лиричные, исполненные мира и покоя картины смотрят со стен мастерской. И я вдруг понимаю, что они похожи на своего создателя, как дети бывают похожи на родителей - неуловимо, не портретно, а словно бы духовно. Так похожи, что не ошибёшься, чьи они...
Картины эти - явное свидетельство, что их творец живёт в мире с самим собой и что главное в человеке - не внешнее. Как ты выглядишь, здоров ты или болен, нужен тебе пандус для подъёма в родную мастерскую на инвалидном кресле или ты бодро бегаешь на своих двоих... Ничего не важно! Важен лишь тот внутренний свет, который ты готов излучать в мировое пространство, чтобы всем вокруг стало хоть чуточку светлее...