МНЕ КАЖЕТСЯ, что самым верным показателем славы, во всяком случае в нашей стране, являются не звания "народный", "заслуженный" и т. п. (их сейчас присваивают буквально каждому второму) и не гонорары (по причине смехотворности выплачиваемых актерам сумм), а байки, сочиняемые про артиста народом, и наличие его фамилии в сборниках кроссвордов. Выглядеть это может примерно так: "16. Актер, агент национальной безопасности". И всем сразу ясно, что речь идет о питерском артисте Михаиле ПОРЕЧЕНКОВЕ.
"Я любил и люблю свободу"
БАЙКИ про Пореченкова тоже сочиняют. Например, по изданиям гуляет история про то, как маленького Мишу выгнали из двух (!) детских садов. Выгнали за нецензурную брань!
- Это правда? - спрашиваю Михаила.
- Нет, - смеется он. - Это уже народ напридумывал. А вот из военного училища действительно выгоняли. Хотя годы, проведенные в Таллинском военно-политическом училище, вспоминаю с большим удовольствием.
- Как же вас туда занесло? Сказалось влияние папы-моряка?
- Все гораздо прозаичнее. После школы, как и все выпускники, я оказался перед выбором - либо идти в армию и два года там ничего не делать, либо четыре года в военном училище книжки читать и на лекциях сидеть. Хотя армии и в училище хватило выше крыши.
Будущий агент национальной безопасности, по его признанию, книжки в детстве читал правильные. Одна из самых любимых - "Капитан Сорвиголова", про войну англичан с бурами, а также прочие тома из дефицитной в то время "Библиотеки приключений". Но мальчика Мишу, несмотря на любовь к чтению, подарком назвать было трудно. Мама-строитель много работала, папа-моряк регулярно уходил в плавание, и сына на лето сдавали бабушке в Псковскую губернию, где дорвавшийся до деревенской вольницы мальчик целыми днями пропадал то на сенокосе, то на рыбалке, то в лесу, набившись в компаньоны к взрослым мужикам. В конце концов бабушка была вынуждена пойти на крайние меры - стала привязывать беглеца за ногу к ножке кухонного стола: чтобы дальше избы никуда не ушел. Но он-таки попутешествовал изрядно - сперва вместе с родителями жил (и учился) в Польше, потом - уже самостоятельно - учился в Эстонии, затем вернулся в Питер. В промежутках между путешествиями Пореченков успел позаниматься боксом и дойти до кандидата в мастера спорта, поработать в багетной мастерской и понять, что все это - не его. Что душа лежит к другому - к ЛГИТМиКу (Ленинградскому институту театра, музыки и кино), который Пореченков в итоге и закончил.
- Одного я не пойму: зачем вы бросили военное училище, если вам там нравилось?
- Потому что дальнейшая служба меня не прельщала. Я в какой-то момент понял, что не могу существовать в структуре, которая меня в чем-то ограничивает. Я любил и люблю свободу. И ушел, не дослужив буквально десяти дней до выпуска.
- Опыт училища вам пригодился - и на съемках, и вообще в жизни?
- Конечно. Я там спортом начал заниматься серьезно. Во-вторых, стал разбираться в оружии, что потом мне неожиданно помогло. Приятно, когда после просмотра фильма люди из определенных структур подходят и говорят: "Вот, человек взял в руки пистолет и знает, что это такое, а не как балалайку его держит". Всегда есть какие-то почти незаметные штрихи, которые показывают, насколько профессионально человек может делать свою работу. А в кино именно к этому и стремятся - либо профессионально обмануть, либо профессионально сделать.
- И к чему склоняется ваша команда - к профессиональному обману или профессиональной работе? Откуда черпались сюжеты для "Агента" - из жизни или умные ребята это писали, не выезжая за границы Останкинского телецентра ?
- Профессионалы узнают те дела, которые происходили на самом деле, то же похищение картин Филонова или сектанты. И сочинять ничего не надо, достаточно отъехать километров 200 от Москвы, и в каждом городе обязательно найдется какая-нибудь секта, очень серьезно там работающая. Продажа оружия, наркотики, убийства - это все наша жизнь, просто мы немного меняем факты.
- А вам для вхождения в образ тоже достаточно в окно посмотреть или нужно все своими руками потрогать - с теми же сектантами познакомиться, чтобы потом правдоподобнее сыграть свою роль?
- Ничего трогать не надо - надо просто представить. Именно этому меня и учили в институте. В актерской среде ходит байка про то, как Дастин Хофман и Лоуренс Оливье снимались в одном фильме. Хофман всегда приходил на съемки грязный, потому как играл бомжа, Оливье же всегда был одет с иголочки и появлялся на съемочной площадке чуть ли не в костюме с бабочкой. И Оливье как-то спросил Хофмана, почему он всегда приходит на работу в таком затрапезном виде. "Ну как же, - отвечал Хофман, - я же должен вникнуть в эту жизнь среди помоек, пообщаться с бомжами..." "А вы сыграть не пробовали?" - вежливо поинтересовался Оливье.
Так вот, я предпочитаю играть.
"Жизнь - неплохая штука!"
- ЧТО-ТО у нас вырисовывается образ хладнокровного, рассудочного человека Михаила Пореченкова, который совершенно не вяжется с образом Лехи Николаева - он-то и по физиономии дать может, и стопочку не прочь опрокинуть.
- Ну почему? Острые эмоции можно получать другими способами - совершенно не обязательно лезть на стрелки к бандитам и подставляться под пули. Можно прийти в парк Горького, где стоит 50-метровая тарзанка, залезть на самый верх и сигануть. Это встрясочка такая! После этого обычно мысли приходят другие, голова проветривается и начинаешь спрашивать себя: "Интересно, зачем же я живу?" А можно выйти на шоссе, сесть в машину и пульнуть км 220 в час, потом остановиться и с трясущимися руками подумать: "Э-э, а жизнь-то - неплохая штука!" Можно придумать себе миллион занятий, а не только наркотики или алкоголь.
- Кстати об алкоголе...
- Отношусь к нему положительно, как всякий русский человек. Позволяю себе употребить определенную дозу. Это может быть и способом снятия напряжения после съемок или спектакля, да и просто посидеть в теплой компании, пообщаться - тоже хорошо. Иногда мы собираемся с друзьями или у меня на даче, иногда - у кого-то дома. Но злоупотреблять - никогда! График работы не позволяет расслабиться. Я же знаю: если сегодня перебрал, значит, завтра не смогу работать. Пленка все твои тайные грешки делает очевидными.
- Атрибуты настоящего мужчины: машины, оружие, женщины. Ваше отношение к этим маленьким радостям.
- Люблю машины. Такие, какие позволяют заработанные средства.
- И что они позволяют?
- Машины (смеется). Люблю маленькие машины. Моя мечта - купить мини-купер класса С с серьезным гоночным двигателем и получать удовольствие от пилотирования аппарата. Я, конечно, не Коля Фоменко, но тоже люблю скорость.
Оружие - да, определенная коллекция охотничьего оружия дома есть. И собака, тоже охотничья.
- Кого-нибудь подстрелили?
- Главное - походить по лесу, пообщаться с природой. Хотя нора - более продуктивная вещь. Как мне сказали друзья: завел норную собаку - всю жизнь с лопатой проходишь. Так что я не столько стрелял, сколько откапывал. На охоту ходишь - как картошку собираешь.
- А женщины?
- Ответ лаконичен: женат. Мы очень долго с Олей общались. Может быть, и для нее, и для меня история нашего знакомства - этакая длинная шахматная партия. Мы что-то узнавали друг о друге, могли прийти на дискотеку и всю ночь проговорить, уединившись где-нибудь за столиком, не обращая внимания на грохот музыки, - о книгах, об искусстве. Да обо всем! И в конце концов мы так заговорились, так запутались в этой партии, что прекратить ее уже не смогли. Все переплелось, фигуры поменялись, и мы решили, что доигрывать ее будем уже вдвоем.
- У вас от первого брака осталась дочь Варвара. Вы принимаете участие в ее воспитании?
- Вопрос оставлю без комментариев.
- Ну вы хотя бы видитесь?
- Я же сказал: без комментариев.
К женщинам Пореченков относится трепетно: "Люблю баловать, покупать роскошные подарки - если средства позволяют. Не всякий широкий жест мне по карману". Жадных не любит и когда врут не любит - любит понимающих. И еще тех, кто в нужный момент может "оказать достойное сопротивление" - нужное словечко подобрать, ответить достойно, а не смотреть на благоверного коровьими глазами. "Тогда жить интереснее". Но и в одинокой жизни "агент" не пропадет - и готовить умеет, и стирать, и даже шарлотку печь. Добавьте к этому крепкие мышцы, легкую небритость, умение стрелять, скакать, сражать врага наповал одним ударом. И получится герой девичьих грез. Коим Пореченков и является.
А мог бы быть Отелло!
КАК ни странно, именно женщины "подарили" ему роль Лехи Николаева, бесстрашного агента национальной безопасности. После многочисленных проб режиссер и продюсеры отобрали четырех кандидатов, в равной степени им симпатичных. Чтобы не обидеть никого из актеров, мужчины пустились на маленькую хитрость: собрали "представительное жюри" из женщин, работающих в съемочной группе. И те единогласно выбрали Пореченкова.
- Признайтесь: когда стало окончательно ясно, что главная роль в "Агенте" - ваша, была мысль, что вот наконец-то удача свалилась на голову?
- Мне никогда просто так на голову ничего не сваливается. Я достаточно долго к этому шел, много работал. Хотя по тем временам это было абсолютно сумасшедшее предложение, потому что на ТВ тогда существовал только один отечественный сериал - "Менты". "Агент национальной безопасности" стал вторым. Хотя друзья говорили мне: "В сериале сниматься - это ж, как в рекламе, потом не выпутаешься из этого!" Но прошло несколько лет - и сейчас даже самые именитые актеры снимаются в сериалах с огромным удовольствием, потому что это - возможность зарабатывать деньги и не умереть от творческого простоя.
Смотрите также: