В СЕРЕДИНЕ 80-х легендарный шахматист Гарри Каспаров снялся в рекламе испанского вина. В России тогда поднялся небывалый шум: да как он мог так низко пасть, продаться?! Но спустя всего несколько лет мы увидели, как Галина Польских мажет хлеб маслом, Александр Карелин пьет сок, а Дима Маликов стряхивает с волос перхоть, и это уже никого не удивило. Рекламщиков можно понять: любимым кумирам народ доверяет. Но не стоит думать, будто Вячеслав Невинный питается исключительно супами "Кнорр", Инна Ульянова драит плиту и раковину только "Кометом", а Наталья Андрейченко пользуется косметикой "Черный жемчуг" и никакой более.
Как все начиналось
РЕКЛАМА появилась на советском ТВ в 1975 году. Первыми из звезд новое амплуа примерили Спартак Мишулин и Евгений Моргунов. Ролики Госстраха и государственной лотереи с их участием в конце 70-х вовсю крутились по двум существующим каналам ТВ. А в начале 80-х появились и первые рекламные постеры с изображением звезд. На рекламных плакатах телевизоров "Фотон" под девизом "Окно в мир прекрасного" мы увидели портреты Пугачевой, Хазанова, Ширвиндта и Державина... Своей популярностью звезды уже в те годы немало помогли росту популярности завода. Но первые гонорары за участие в рекламе они стали получать лишь в середине 90-х, до этого деятельность знаменитостей основывалась исключительно на альтруизме. Помните, как Александр Ширвиндт с телеэкрана утверждал, что читает лишь одну газету, которая "для каждой интеллигентной семьи" и в которой у него работает много знакомых, а Александр Белявский рекламировал кофе и общественно-политическое движение "Женщины России"? Конечно, сам он за него сроду не голосовал. "Если я играю Отелло, это не значит, что я задушу жену!" - любил говорить актер.
А в 1993 году в сети рекламы попалась и вовсе крупная рыба. Американская компьютерная фирма за участие в рекламе своей продукции подарила Михаилу Горбачеву несколько компьютеров для возглавляемого им тогда Международного Зеленого Креста. А спустя 4 года Михаил Сергеевич снялся в рекламном ролике "Пиццы-хат" и заработал, по слухам, рекордную сумму - $1 млн. Деньги пошли на постройку офиса Горбачев-фонда в Москве.
У них
ЗА РУБЕЖОМ участие звезд в рекламе давно не новость. Солист группы Modern Talking Томас Андерс заработал $587 000, рекламируя швейцарские часы. Рики Мартин заключил контракт с компанией безалкогольных напитков на $5 млн. Майкл Джексон за пропаганду ресторана быстрого питания в 1984 году получил $4 млн. За рекламу прохладительного напитка - в два раза больше. А вот Бритни Спирс сделала глоток газировки за 7 млн. "зеленых"... Брэд Питт некоторое время рекламировал часы, джинсы, машины, напитки. Правда, сумма его контрактов не разглашается.
Мадонна, которая сначала рекламировала исключительно благотворительные организации, в итоге согласилась за $5 млн. трижды появиться на телеэкранах с бутылкой газировки. Кроме того, компания стала спонсором ее предстоящего концертного турне. А чуть позже Мадонне заплатили $1 млн. лишь за то, что она прокатилась на "БМВ".
Сельма Хайек, Джонни Депп, Наоми Кэмпбелл и Клаудиа Шиффер в течение целого года с успехом позировали в шведском белье в 13 странах мира. Помимо уличных щитов их изображение в исподнем украсило автобусы, крыши такси, стены метро... За свою работу каждая из звезд получила $4 млн. А вот супруга Майкла Дугласа актриса Кэтрин Зета-Джонс наотрез отказалась от контракта с компанией - производителем дамского белья, сулившей ей ни много ни мало - $26 млн. и дававшей возможность создать собственную линию изящных изделий! Актриса сослалась на нежелание ущемлять чувства своего супруга, которые явно будут поруганы, если ее в таком виде увидят тысячи посторонних мужчин. Кстати, обрадованный муж не остался в долгу и, зная ее страсть к украшениям, преподнес супруге бриллиантовый крест.
Реклама и спорт
В ОТЛИЧИЕ от актеров у спортсменов связана с рекламой вся жизнь. Все они выходят на лед, корт или футбольное поле в форме и обуви определенной фирмы. Многим, как известно, это приносит гораздо больше денег, чем спортивные успехи. Правда, иногда спортсмены становятся чуть ли не рабами своих спонсоров. Ведь те покупают на использование изображения спортсменов эксклюзивные права.
Например, Александр Мостовой появился в рекламных роликах сразу двух конкурирующих фирм, производящих безалкогольные напитки. Скандал был ужасный! Но гонорары российских спортсменов не идут ни в какое сравнение с тем, что получают от рекламы их коллеги за рубежом.
По данным английской газеты "Миррор", первую тройку спортсменов, преуспевших в рекламе, составляют американский гольфист Тайгер Вудс - $1,7 млн. в неделю, английский боксер-тяжеловес Леннокс Льюис - $1,1 млн., немецкий автогонщик Михаэль Шумахер - $560 тыс. Шестое место в списке продаваемых лиц спортсменов у Анны Курниковой. Она зарабатывает за неделю $225 тыс.
Ежегодный доход от рекламных контрактов лучшего игрока НБА Майкла Джордана - $40 млн. (больше, чем от его спортивных контрактов). Чемпион мира и Европы по футболу француз Зинедин Зидан зарабатывает на рекламе "Адидаса" 10 млн. франков в год, кроме того, он рекламирует туалетную воду "Диор". Футболисту Дэвиду Бекхэму тот же "Адидас" платит $6 млн. в год только за то, что он носит одежду этой фирмы.
У нас
РОССИЙСКИХ знаменитостей рекламщики гонорарами не балуют. Порой с ними просто расплачиваются самим рекламируемым товаром. Кристина Орбакайте, к примеру, утверждает, что часть рекламного гонорара ей выдали именно "натурой" - коробки с жевательной резинкой заняли полквартиры, и ее в течение года жевала вся семья. Ян Арлазоров, Андрей Державин и Ефим Шифрин после съемок в рекламе одели в "джинсу" свои семьи. "Иванушки" сняли за счет джинсовой фирмы два новых клипа, а Валерий Сюткин и Леонид Агутин, рекламирующие радио, имели на нем долгое время бесплатную рекламу. Валерия в свое время наелась вдоволь йогурта, по ее словам, всего за $200, остальной ее гонорар составлял бартер (рекламный ролик запустили в эфире аккурат за пару месяцев до ее сольных концертов в Москве).
Образ Олега Меньшикова в течение двух лет использует швейцарская часовая фирма. Все это время актер должен носить часы только этой марки, а также участвовать во всех публичных акциях и фотосессиях компании, за что получил, по слухам, несколько млн. долларов. По данным интернетовского сайта www.gazeta.ru, Ирина Салтыкова на рекламе средства для увеличения груди заработала около $250, Лариса Долина рекламировала средство для похудения за $7 тыс., Чичерина бьет витрины и пьет прохладительный напиток за $3 тыс. Для наших отечественных рекламных лиц это считается много. По слухам, Тамара Гвердцители и Кристиан Рей оценили свои локоны, избавленные чудесным образом от перхоти, всего в $300.
Бесплатно обошелся рекламодателям и актер Алексей Булдаков, голос которого звучит за кадром ролика про "правильное пиво". Накануне записи заболел артист, с которым был заключен контракт, - Виктор Зимовец, давний друг Алексея. И актер решил выручить его, подменив в студии. Однако контракт переписывать не стали, и в результате Булдаков получил за работу как простой смертный - 2000 рублей, да и те отдал приятелю...
Жертвы рекламы
ДОЧЬ известного актера Анатолия Папанова Елена два года назад подала в суд на российскую компанию "СКС - Альянс" и киноконцерн "Мосфильм", которые санкционировали использование изображения ее отца в рекламе леденцовой карамели "Антиполицай", устраняющей запах алкоголя и табака. Дочь артиста расценила это как оскорбление памяти актера и потребовала взыскать с ответчиков 50 000 минимальных размеров оплаты труда. Суд остался на стороне рекламодателей...
В одном московском рекламном агентстве, не спросив разрешения у актера Юрия Яковлева, смастерили щит: Яковлев в роли Ивана Грозного из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" с коронной фразой "Лепота!" предлагает прохожим водку. Артист подал в суд и выиграл дело. Правда, вместо затребованного полумиллиона ему выплатили 10 тысяч рублей компенсации.
Актер Михаил Пуговкин живет на пенсию в 1,5 тысячи рублей. Изредка он подрабатывает, снимаясь в рекламе. Похвалил "паркетную" фирму - появился в квартире паркет. Посотрудничал с другой - поставили пластиковые окна. Было дело, и колбасу рекламировал, а недавно шокировал общественность, появившись в окружении двух десятков почти голых девиц в рекламе средства от импотенции, за съемки в которой получил всего $50 и скандальную славу престарелого плейбоя. Как выяснилось позже, актер и сам не знал, что рекламировал! Ему сказали, что рекламируемый товар - это некие стимулирующие витамины для мужчин и женщин. Что именно за "стимулятор" он предлагал народу, артист узнал, лишь посмотрев рекламу по телевизору.
Смотрите также: