НАРОДНАЯ артистка России Ольга Аросева более полувека служит в Московском театре сатиры. Однако всенародную популярность ей принесло кино(фильмы Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" и "Старики-разбойники") и, конечно же, телевизионный "Кабачок "13 стульев". Но Ольга Александровна может "похвастать" не только любовью зрителей, среди которых были и сильные мира сего, но и дружбой с выдающимися людьми своего времени. Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер... Впрочем, у человека, которому выпало необыкновенное детство, и не могло быть неинтересной судьбы.
"В парке я пела и просила милостыню"
- КОГДА я родилась, папа назвал меня Варварой, но мама потребовала изменить имя. Так, пробыв всего три дня Варей, я стала Ольгой. Поскольку отец был дипломатическим работником, мое раннее детство прошло за границей. Первый год своей жизни я провела в Париже, где отец работал первым секретарем посольства. Потом папа был послом в Швеции, и это время мне чуть-чуть запомнилось. Когда отца назначили послом в Чехословакию, я была уже более взрослой и очень хорошо помню жизнь в Праге.
Мы жили в очень красивом особняке - вилла Терезы, который существует и сейчас. Я довольно часто езжу в Карловы Вары и всегда захожу в этот особняк. Меня очень приветливо принимают сегодняшние хозяева, и я беспрепятственно брожу по комнатам, по своей бывшей спальне, в общем, тону в воспоминаниях. Очень приятно осматривать дворик особняка - он почти не изменился. Магнолии, статуи - все как и в моем детстве, время словно не затронуло их. Там есть скульптура святой Терезы, которая когда-то пострадала от моих детских игр, - мы играли в индейцев, и я попала камнем прямо по носу этой скульптуре, в итоге кусочек носа откололся.
В очередной свой приезд я решила посмотреть: сохранился ли тот дефект у скульптуры, и обнаружила его. Воспоминания - очень серьезная вещь, все время удивляюсь: как это память хранит все до мельчайших подробностей? И в то же время воспоминания - очень тяжелая вещь, потому что, заново переживая давние события с точки зрения взрослого человека, переосмысливая поступки родителей или свои, понимаешь, что многих вещей ты не сделал бы, вдруг осознаешь, насколько наивными были родители. Сегодня, когда история расставила все по своим местам, я очень сильно удивляюсь той чистоте и наивности людей...
С Прагой у меня связано очень много впечатлений: первое посещение театра, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Именно там я посмотрела "Трехгрошовую оперу". Именно в Праге у меня были первые попытки актерства, я не упускала ни одного случая выступить на посольских вечерах - на немецком языке пела арию Полли Пичем, даже костюмы себе мастерила!
Однажды мы с подружкой, следуя фабуле "Трехгрошовой оперы", одевшись на манер нищих, пошли в городской парк просить милостыню. Для нас это была игра и ничего больше, а наутро разразился скандал, потому что в газетах написали, что дочь советского посла стоит в парке, поет и просит милостыню. Отец был в неописуемом ужасе от моего поступка.
В Праге я пошла в немецкую школу. Там тоже было море впечатлений. Например, меня очень сильно удивляло, что перед уроками все дети вставали и молились на немецком языке: "Боже, дай мне, чтобы я не ленилась и хорошо училась". Советским детям сказали, чтобы мы не вставали и не молились, и предупредили об этом учителей. Первые два дня я молиться не вставала и краснела как рак от смущения, потому что все на меня косились. А потом начала вставать и вместе со всеми читала молитву. Правда, папе об этом не сказала, боялась его реакции, но и комфортной обстановкой в классе тоже дорожила. Вот и пришлось идти на невинный обман.
А еще у нас была нянька, шведка по национальности, которая тайком водила меня с сестрами в церковь. Помню, она повела нас на конфирмацию в католическую церковь. Уже в России у нас была русская няня, которая тоже тайком приобщала нас к церкви. Однажды вышел курьезный случай: я рассказывала отцу выученный с няней стих про бога-творца, где последние строки были такими: "Его на работу творец послал, уж день золотой настал". Слово "бог" в стихе не произносилось, но и так было понятно, кто подразумевается под словом "творец". И вот мой папа, убежденный коммунист, спрашивает меня: "И кто же этот творец? Кого ты имела в виду?" Нянька с перепугу говорит: "Товарища Сталина, конечно!" Я оценила ее юмор и стала хохотать. Папе же было совсем невесело.
В Россию мы переехали в 1933 году и поселились в знаменитом Доме на набережной. В квартире у нас бывали многие известные люди: Ромен Роллан, Немирович-Данченко, Борис Ливанов, и мне нравилось наблюдать за ними. Тогда мне запомнилась моя встреча со Сталиным. Конечно, я не понимала, что он какой-то очень особенный, вождь и все такое. В моем детском сознании он остался как добрый взрослый.
Дело происходило на авиационном параде в Тушине, куда отец взял нас с сестрой. Я сразу узнала некоторых взрослых из товарищей папы, рядом стояли Ворошилов, Каганович, Андреев. За спинами взрослых мне не было видно, что происходило на поле, и вдруг слышу голос с сильным кавказским акцентом: "Что же это вы такие большие встали и не даете маленьким девочкам посмотреть? Это дочки Аросева?" Люди расступились, а к нам шел невысокий мужчина в солдатской шинели и фуражке - это и был Сталин.
Он взял меня и сестру за руки и провел в первый ряд. Сталин много шутил с нами, потом подарил мне букет цветов, который ему вручила парашютистка. У Сталина, видимо, в тот день было хорошее настроение, он охотно разговаривал, называл меня, девятилетнюю девочку, на "вы", а в довершение этого, узнав, что я родилась 21 декабря, сказал, что у нас с ним день рождения в один день, и предложил отпраздновать вместе. Самое смешное в том, что я не забыла о его приглашении, и, когда наступило 21 декабря, ничего не сказав отцу, купила красивый цветок в горшке, красиво его упаковала и отправилась в Кремль. У ворот меня, естественно, остановила охрана и на мои объяснения, что я пришла к Иосифу Виссарионовичу, страшно переполошилась, начала куда-то звонить. Потом с улыбкой мне объяснили, что товарищ Сталин очень занят и не может встретиться со мной, но подарок они ему передадут.
До 1937 года мы с сестрами учились в немецкой школе на Кропоткинской, там было много детей иностранных коммунистов, политиков, о родителях у нас не принято было говорить. К 37-му году все чаще стали арестовывать родителей наших однокашников, вскоре арестовали и моего отца, и мне все казалось, что произошла ошибка и отец скоро вернется. Мы стали жить с мамой, так как ее не тронули, ведь она не жила до этого с нами, а с папой находилась в разводе. После ареста папы из школы на Кропоткинской пришлось уйти. А через два года мне предложили вступить в комсомол, но я должна была отречься от отца. Я сказала, что отрекаться от папы не буду, и в комсомол не вступила. Много раз мне предлагали поменять фамилию, взять псевдоним, но я отказывалась от этого, и поэтому долгое время мне не давали никаких званий.
- После школы вы пошли в цирковое училище...
- Несмотря на то что цирк мне нравился, я всегда хотела стать актрисой. Но тогда в театральный брали только после десятого класса, а у меня не было полного образования. Вот я и пошла в цирковое училище, отучилась там два курса, параллельно закончила экстерном среднюю школу и поступила в театральное.
О "Кабачке", Брежневе и театре
- МНОГИЕ люди узнали вас благодаря телевидению. "Кабачок "13 стульев" был очень популярен. Говорят, почитателем и покровителем этой программы был сам Брежнев.
- Брежнев и правда любил "Кабачок", говорят, даже давал распоряжение тогдашнему руководителю телевидения Лапину, чтобы он не вмешивался в нашу программу. Однажды я заболела, и два "Кабачка" вышли без меня. Так Лапин прибежал, начал кричать и спрашивать о причинах моего отсутствия. В конце сказал: "Пусть быстрей выздоравливает. Вы знаете, кто о ней спрашивал?!" Всем стало понятно, что звонили сверху.
Нам в "Кабачок" письма приходили мешками, настолько мы были популярны. Надо сказать, что нас воспринимали не как актеров, а как реальных людей. Если мы снимали миниатюру о том, что мне негде отдыхать, через несколько дней приходили письма с предложениями: "Пани Моника! Приезжайте к нам, мы вам такой отдых организуем!" И путевки в санаторий готовы были выслать, и номера в гостиницах организовать. Если разыгрывалась сцена, что я не могу купить дамскую сумку, мне тут же слали письма с предложением сумок в подарок.
Правда, приходили и нахальные послания: "Вы в каждом "Кабачке" одеты в новые наряды, а так как у нас с вами схожие фигуры, пришлите мне несколько ваших платьев, ведь у вас их много!" Ну не станешь же каждому объяснять, что для каждой новой серии "Кабачка" мы бегали по всей Москве в поисках красивой вещи, занимали шляпки и сумки у подруг. Нам же никто ничего не шил, и наряды были исключительно нашей головной болью.
- А руку и сердце почитатели не предлагали?
- Постоянно предлагали, и не только руку и сердце, но и деньги, и постель, у кого на что хватало фантазии, но я не люблю это обсуждать.
- Вы много лет работаете в Театре сатиры. Как вы в него попали?
- В Театре сатиры я работаю уже больше пятидесяти лет. Если быть точной - 55 лет. Поступила я туда в 1950 году, театр тогда располагался на площади Маяковского, где потом был "Современник". Здание было очень маленьким, в гримерках даже окон не было!
У нас собралась труппа замечательных актеров, каждый из которых сам по себе был величиной. Валентин Плучек сначала пришел в театр как режиссер, а уже потом стал художественным руководителем нашего театра. У меня были разные периоды в театре, случались и хорошие, и тяжелые времена. Когда произошла ссора с Плучеком, я мало играла, а премьерами и вовсе не была избалована. Но я не жалуюсь и считаю, что моя жизнь сложилась хорошо, потому что Театр сатиры был моим призванием. Мне свойственен комедийный жанр, и я в этом жанре работаю до сих пор.
Театр много раз резко менялся и внешне, и территориально, и внутренне. Менялись темы спектаклей, поскольку менялась сама страна, а значит, изменялся и юмор. Сейчас очень востребована сатира, да и работать стало проще. Ведь раньше, прежде чем поставить что-то в театре, советовались и заседали так много, что каждая реплика артиста стояла на учете.
Сегодня Театром сатиры руководит Александр Анатольевич Ширвиндт. Я считаю, что он очень подходит нашему театру по своему собственному мироощущению. Этот человек соткан из самоиронии, из насмешки. Он открыт для новых авторов, которые могут показать современную жизнь. Интересно наблюдать и за изменениями актерского состава. Моего поколения уже почти не осталось, пришло много талантливых молодых актеров. Правда, они воспитаны в других традициях, очень легко относятся к служению театру. Не хочу старчески брюзжать, но приведу пример.
Андрей Миронов был очень благополучным и обеспеченным человеком, очень популярным, много снимался в кино, но его отношение к театру всегда было особым, трепетным. Несмотря на свою "звездность", Андрей не был пижоном, он был трудягой, с утра до ночи мог репетировать один эпизод. Сейчас же на первом месте стоят телевидение и сериалы, а театр уже потом. Я и сама была популярна на телевидении, но в целом я не очень хорошо к нему отношусь. Уж очень много негатива у нас показывают, включаешь телевизор и натыкаешься на драки, убийства, жестокость. Всего этого и в жизни с головой хватает, а тут еще и с экрана добавляют.
- Вы производите впечатление человека жизнерадостного. Это врожденное качество или вы его в себе воспитали?
- Меня так в детстве воспитывали, да и от Бога я, видимо, получила веселый нрав. Конечно, и сама стараюсь не унывать. Пессимистом быть очень невыгодно. Есть такая пословица: "Пессимист страдает дважды. Первый раз - когда ожидает плохого события и второй - когда оно случается". Полностью с этим согласна. Да и потом, надо самому учиться радоваться жизни и получать от каждого мгновения удовольствие. Вкусно покушал, приятно пообщался с другом или хорошо сложился рабочий день - радуйся! Жизнь состоит из мелочей, вот им-то и надо радоваться. Нельзя завидовать успеху других. На зависть ты потратишь свое здоровье и время, а на свои успехи душевных сил уже не останется.
- Люди творческих профессий, как правило, очень суеверны. К вам это относится?
- Да, я тоже суеверна. У меня есть свои собственные приметы, с которыми я считаюсь. Очень верны приметы насчет одежды перед выступлением. Если наденешь вещь наизнанку или упадет парик, обязательно случится какое-нибудь недоразумение на сцене. Очень доверяю своему внутреннему голосу и сразу чувствую, когда в зале сидит кто-то из тех, кто меня не любит. Мне сразу становится трудно играть.
У меня есть любимые числа - 7, 13 и 21. Все, что связано с этими числами, у меня получается легко и хорошо, а вот число 8 для меня плохое, несчастливое. Случаются вещи, которые сложно объяснить, но они раз за разом происходят и становятся закономерностью. Например, у нас в театре шла пьеса "Самоубийца", где на протяжении всего спектакля на сцене стоял гроб. Все смерти в нашем театре, причем не только актеров, но и членов их семей, происходили именно тогда, когда мы играли "Самоубийцу". Может, это просто совпадения... Я верю в характеристики знаков зодиака, которые дают астрологи. Правда, газетным астрологическим прогнозам доверяю мало.
- Женщинам всегда интересно знать, как за собой ухаживают знаменитые актрисы. У вас есть секреты красоты?
- У меня только один секрет - я ничего специально для красоты не делаю. Никогда не ходила к косметологам, да и кремом для лица пользуюсь только по необходимости, чтобы кожа не слишком сохла от воздействия грима. Никаких масок и массажей для лица я не делаю, просто стараюсь больше отдыхать. Чистый воздух и сон - вот что нужно для красоты.
- Почему вы предпочитаете жить за городом?
- Здесь воздух чистый, и я хорошо себя чувствую. Когда я приезжаю в город, сразу устаю от атмосферы и грязного воздуха. У меня начинает болеть голова. Мне же нравится выйти на крыльцо и увидеть деревья и цветы, а не кучу машин и вечно спешащих куда-то людей. Да и потом - у меня собака, которой тоже лучше живется за городом. Я сама сажаю цветы и даже овощи выращиваю. Яблони вот сама посадила и радуюсь, когда они зацветают, а потом появляются душистые плоды - такая радость! Разве может быть что-нибудь лучше такой жизни?
Смотрите также: