Примерное время чтения: 10 минут
3421

Как Олег Попов любил двух женщин

Продолжение. Начало в N 8

ОН ВСТРЕТИЛ меня, как родного, хотя последний раз я видел его на арене Цирка на Цветном бульваре во времена глубокой юности. Объяснил так: "За все эти годы из российских журналистов - ты первый, кто до меня добрался!"

Мороженый Дон-Жуан

- Судя по вашим интервью за последние двадцать лет, у "Солнечного клоуна" личной жизни не было вообще?

- Как это не было! У меня была очень хорошая первая жена, Александра. Красивая, скрипачка по образованию. Мы познакомились в цирке в 1952 году. Она пришла к какому-то парню, мы сидели в гардеробной. Я ему говорю: "Хотя бы мороженое ей купил!" Ну так, в шутку. А он: "Иди и сам покупай". Я пошёл, купил. Потом мы поженились, родилась дочь Ольга.

- Значит, вы сами любовных романов не крутили, женских сердец не разбивали, своё не роняли к их ногам? Всё серьёзно: угостил мороженым - женился!

- Да некогда было! А поклонницы у любого артиста есть. Ненормальные какие-то. Едут за тобой из города в город, преследуют по пятам. Одна, например... Мы месяц гастролировали в Симферополе, и целый месяц в одно и то же время, в одном и том же месте она ждала меня каждый вечер. Не говоря ни слова, дарила розу. И всё. На нервы действовала! Я даже дергаться начал перед выходом. Этого не забыть...

А сердце ещё как ронял! Дело было в Париже, в театре "Олимпия". До нас там выступала Жозефина Беккер - потрясающая актриса, красавица-мулатка, она прославилась ещё тем, что воспитывала, кажется, двенадцать сирот разных национальностей. Я знал, что вечером Жозефина придёт. И в конце представления "выкинул номер": спрыгнул с проволоки, встал перед ней на колени, вынул "свое сердце" (вырезанное накануне из огромного куска алого бархата!) и, поцеловав, подарил. Резонанс был колоссальный!

А по-настоящему я любил только двух своих жен. Александра семнадцать лет назад умерла от рака. Год, по русскому обычаю, я был в трауре. Потом вот Габриель, как говорится, Бог дал. И я вспомнил анекдот. Тонет мужик в реке. Проплывает мимо лодка, с неё кричат: залезай, мол. Мужик отвечает: "Нет. Меня Бог спасёт". Через какое-то время вторая лодка, опять кричат: "Ты же утонешь!" Тот снова: "Меня Бог спасёт". Потом третья лодка. Мужик и на этот раз отказался и утонул. Попадает к Богу. "Как же так, я тебя просил, а ты не спас!" А Бог ему отвечает: "Это же я тебе три лодки посылал". И вот когда я встретил Габриель, подумал: может, Габи и есть та самая "лодка". Это было в 1990 году. Она приехала из Германии в Австрию специально посмотреть на меня. Билетов не было, мест тоже. Но она прошла, стояла в проходе. Я раз вышел, два, три. Стоит. Говорю: дайте же ей стул из моей гримёрной. В антракте она пришла с программкой за автографом. И я, уж сам не знаю почему, попросил у неё телефон...

Когда я потом нашёл эту бумажку в мусорном ящике, страшно обрадовался. С помощью переводчика выучил две фразы на немецком языке - "добрый день", "как вас увидеть?". И позвонил. Она отвечает: "Я приеду". А так получилось, что наш импресарио нас бросил, за месяц не заплатил. Работы нет, денег нет. Что делать? В этот момент приехала Габи. И забрала меня вместе с реквизитом. Ей не было тридцати, мне - шестьдесят. Через два года мы сыграли свадьбу. Раньше мы выступали вместе с дочерью Ольгой (она цирковая танцовщица на проволоке), но она ушла из цирка - живёт под Франкфуртом, занимается своей дочкой. Теперь я работаю с Габи.

- Внук не пошёл по вашим стопам?

- К сожалению, Женя продолжить мою профессию не захотел. Работает не в цирке, живёт в Москве, в моей квартире, у него родился сын - так что я уже прадедушка!

Клоун уехал. Цирк остался

- Ваши друзья и коллеги в России не считают вас предателем?

- Какой же я предатель?! Мы здесь работаем по контракту! В Германии, Франции, Австрии, сейчас вот в Голландию уезжаем. К тому же у меня здесь семья, дом. Гражданство я менять не собираюсь, у меня был и будет только один, русский, паспорт. Я от Родины не отказывался, это Родина от меня отказывается. Я же не вор, не убийца, по тюрьмам не скитался...

Не требую "Роллс-Ройс" или квартиру. Просто я не хочу умереть с голоду...

- Значит, не вернётесь никогда?

- Почему нет? Там похоронены мои предки, моя бабушка, моя жена. Хоть на могилы сходить... Если бы я вернулся, может, и не стал выступать, но опыт-то передавать могу! Или разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно - был Никулин, но почему после него его сын - директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы в манеже - 50 лет. Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Всё, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал...

- Какая чёрная кошка пробежала между вами и Юрием Владимировичем?

- Мое мнение: Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел, я не нахожу. Говорю: "Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике". А меня на пять лет "ссылают" в цирки сибирские. Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чём здесь манеж! Ну ладно, уехал я. Так зачем поливать меня грязью, что я якобы за границей деньги артистам не плачу. Как будто у меня здесь цирк собственный!

Вот я всю жизнь честно работал. И в семье было не так, как хотелось. У меня одна дочь, а могло бы быть три-четыре-пять. Когда? Как цыгане, всю жизнь на колесах - гастроли за гастролями, в Москве был только проездом. Народный артист. И награды у меня - орден Ленина, три - Трудового Красного Знамени, несмотря на то что я беспартийный... Помню, у меня было сильное воспаление лёгких. Но директор плачет: выручай, все билеты проданы. Разве я мог отказать? Привозили, я на уколах выступал, а на улице поджидала "скорая". И опять в больницу... Сейчас поневоле думаешь: зачем я это делал?! Всю жизнь думал о старости, о том, что когда-то мне будут кранты, деньги какие-то откладывал...

- Кстати, сколько вы получали?

- Как студент - 80 рублей в месяц, а в последнее время перед отъездом - 25 рублей плюс за проволоку, всего около 40 за выступление. Эти деньги откладывал на книжку. И пришло время - всё это лопнуло. Государство забрало у меня всё, что я собирал 45 лет! Ну я понимаю - война, катастрофа, катаклизм, метеорит упал. Пожалуйста! Но в мирное время обобрать как липку и говорить: чего в Москву не приезжаете? А у меня денег нет в Москве!

- Интересно, сколько валюты для страны вы заработали?

- А-а, не хочу считать! Много, миллионы, наверное. Кстати, о миллионах. Это было на гастролях в Каракасе лет двадцать назад. У меня был день рождения. На арену торжественно вытащили громадный торт со свечами в виде клетчатой кепки. Объявили: Попову сегодня столько-то лет. Весь зал запел "Happy birthday to you", объявили антракт. Заходит какой-то господин и говорит: "Сидящий в зале популярный телерепортёр прислал вам чек". Беру чек в руки, там написано - "миллион". Причём чек настоящий! А руководителем нашей поездки была Галина Васильевна Шевелева. Она и выхватывает его у меня: "Это собственность советского государства! Завтра этот чек я отдам в посольство". Не буду же с женщиной драться. На следующий день она пошла в посольство, эти кретины схватили бумажку - и в банк за денежками. А там смеху! Чуть пузо не надорвали: какой миллион песо?! Там же написано "феличита" - миллион счастья! Потом Шевелева пришла вся красная: "Возьми обратно". Нет, говорю, я же своему государству зла не желаю...

Нюрнбергский эпилог

...В СВОБОДНОЕ от гастролей время семидесятитрёхлетний любимый клоун нашего детства ведёт полузатворнический образ жизни. По магазинам не ходит, немецкий не учит. Когда приезжают гости, ничего не понимает, сидит как глухонемой. С женой общается только на русском. И постоянно творит - придумывает новые репризы, колдует над реквизитом для них, репетирует. На вопрос, не мучает ли его ностальгия, отвечает, что ностальгия - это для лентяев, а не для творческих людей. Оказывается, человек, рассмешивший миллионы людей планеты, больше всего на свете любит одиночество. Впрочем, в своём лесу он не один: в доме животные - пони, голуби, собачки, кролики. А ностальгия? Когда человек занят, ему некогда тосковать.

- Мне сейчас предлагают в театре роль. Артист умер, на его место. Прислали кассету, я посмотрел, и мне нравится. Ещё я бы с удовольствием в кино снялся. У меня есть одна идея потрясающая. Один сумасшедший валяет дурака, выдавая себя за Олега Попова, и убегает из психушки в цирк. За ним погоня. В финале хватают настоящего - меня, а тот остаётся в цирке. Я считаю - это мировая штука, если её сделать.

- И последний вопрос. Карандаш подписал вам фотографию: "Желаю достичь большего, чем я". Получилось?

- Я думаю, да. Почему? Открываю однажды Книгу рекордов Гиннесса и вдруг нахожу свою фамилию. Думаю, что я такого рекордного сделал? А там написано: "За большую популярность как на Западе, так и на Востоке". Если верить книге, это большая редкость.

...После разговора Олег Попов ещё долго показывал мне номера из новой программы - скоро они с Габи уезжают на полгода гастролировать на аренах Голландии. Расспрашивал о России - ведь он помнит только Советский Союз и понятия не имеет, какая она сегодня - его родина. Он то смеялся, то плакал, и было непонятно, то ли от смеха, то ли от грусти.

Прощаясь, он вдруг взял меня за руку и твердо сказал: пойдём. И по-ребячески - до ушей - улыбаясь, завёл на настоящую... цирковую арену. Точно такую же, как на Цветном бульваре, только мини.

- Покажу одну штуку - номер, с которого лет 60 с гаком назад я начинал.

Лихо вскочил на натянутую проволоку и... пошёл.

Не хватало только пробирающей до мурашек оркестровой барабанной дроби.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно