ИМЯ знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только поклонникам оперы. "В моей жизни было три потрясения, - говорит великий режиссёр Франко Дзеффирелли, - Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова".
Нет, пожалуй, ни одного города мира, где бы не выступала прославленная певица. Как не осталось и наград, которыми бы она не была увенчана, - от звания народной артистки СССР и медали Героя Социалистического Труда до лауреатства на самых престижных конкурсах. Но, как и всем большим художникам, хватило на её долю и испытаний. А начиналось всё, конечно же, с детства...
- Я РОДИЛАСЬ в 1939 году в Ленинграде. Самые ранние воспоминания связаны с войной, блокадой Ленинграда, постоянным голодом и нуждой. Всё время хотела есть и кричала "аога" - тревога и "анитки" - зенитки. Отец с дядей ушли на фронт, а мы с мамой, тётей и бабушкой остались в Ленинграде. Страшно было: однажды я увидела в подъезде умершего от голода человека, и это зрелище до сих пор стоит перед глазами. Когда нас эвакуировали по Ладожскому озеру, стояла лютая зима, но лёд не всегда выдерживал грузовики с людьми, и несколько машин ушли под воду. Нас Бог миловал, и стало немного проще, но всё равно до окончания войны голод и нужда преследовали всех.
Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня "певица" и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.
- Почему?
- Я не знала ни одной песни до конца. Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии (смеётся).
- Куда же вы пошли учиться после школы?
- Я хотела пойти в консерваторию, но отец воспротивился моему желанию и заставил отправиться на подготовительные курсы в радиотехнический вуз. Папа сказал, что из меня не выйдет певицы, так как я совсем не умею петь, и поэтому не стоит тратить время на глупости. Но я всё-таки не смирилась с этим и тайком от родителей пошла поступать в консерваторию. Там был жуткий конкурс - 100 человек на место.
- Вы, конечно же, поступили?
- Да. Спела приёмной комиссии третью песню Леля из "Снегурочки", затем романс Римского-Корсакова "Октава". Мне говорят: "Спасибо, вы свободны!", а я упрашивала послушать ещё несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья. А люди оборачивались на меня, наверное, думая, что я не в себе.
- Как родители восприняли известие о вашем поступлении?
- Папа целый год со мной не разговаривал из-за этого. Когда я отучилась в консерватории 3 курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели.
"Женщина должна быть сильнее мужчины"
- ВЫ ЧАСТО ездили на гастроли за границу, где вам как оперной диве надо было соответствовать своему звёздному статусу. Во времена жуткого дефицита это было наверняка нелегко. Как выходили из положения?
- О, это отдельная история! Я же для иностранцев была мега-звездой, примадонной. Ни в коем случае нельзя было показывать свою бедность, нужно было выкручиваться и демонстрировать, что мы живём даже лучше, чем они, и ни в чём не испытываем трудностей. Нельзя было говорить, что все наши огромные гонорары уходят государству, подразумевалось, что я очень богата и должна соответствовать образу миллионерши. Это было сложно сделать, так как для этого нужны были деньги, а их-то как раз и не было. Например, тебя пригласили на приём и нужно дать ответное приглашение хотя бы в дорогой ресторан. А где взять деньги?
С нарядами и того хуже было! Где брать подобающую одежду, если у тебя нет на это денег, да и нельзя покупать буржуазные наряды?! Всё это меня очень угнетало, но мир не без добрых людей. Я познакомилась с влиятельными эмигрантами, которые отлично знали правду о нашей родине, особенно много таких людей было в Америке. Эти люди помогали мне, дарили красивые наряды, косметику, подкармливали. Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоумённо поглядывали: "Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!"
- А сотрудники КГБ к вам были приставлены?
- Конечно, куда же без них? Со мной всё время ездила дама, которая внимательно следила за мной. Но так как она тоже получала подарки от моих поклонников, то помалкивала. И потом, у меня всегда были дружеские отношения с министром культуры Екатериной Фурцевой, которая старалась оградить меня от нападок излишне ретивых начальников. А проблемы могли бы быть. Дело в том, что я ещё в самом начале своей карьеры решила, что буду петь только на языке оригинала. Это не всегда нравилось чиновникам, случались скандалы. На очередном правительственном концерте я спела арию на французском языке, и мне устроили жуткий прессинг. Тогда я пришла к Екатерине Фурцевой, расплакалась и сказала, что больше так работать не могу. После этого она собрала чиновников и сказала: "Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!" Почему итальянская, я так и не поняла (смеётся), но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали.
- Ваша жизнь оказалась богата на встречи с легендарными людьми.
- Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы познакомились в "Гранд-опера", куда Каллас пришла послушать советских певцов. Мария попросила меня посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с трепетом и обожанием. Это было трудное время для Марии - с ней расторгли контракт в "Гранд-опера", а она ещё надеялась петь и предложила мне совместное выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне: "Женщина должна быть сильнее мужчины!" Я поняла, к чему она это сказала: в то время было много шумихи вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о подруге самого богатого человека в мире. Журналисты одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась, но однажды спросила: "Ты любишь его?" - И она быстро ответила: "Очень люблю и очень страдаю". Вот такая откровенность. Когда Мария умерла, я сильно переживала.
Монтсеррат Кабалье тоже не раз потрясала меня своим даром. От её голоса сжималось сердце. Как она чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени, сняла с себя норковую накидку и протянула её Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: "Не надо, Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу сшить из неё лишь шляпку". Вот такое чувство юмора. А на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне, встала передо мной на колени и стала плакать, как и я тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с Монтсеррат пели на сцене "Ла Скала", а затем и в других театрах... Много было в моей жизни великих людей, о каждом можно книгу написать.
Секрет вечного счастья
- ЕЛЕНА Васильевна, говорят, что оперные певицы должны быть "в теле", иначе теряют голос. Вы же никогда не были полной, а ваш голос по сей день великолепен.
- Да это всё враньё по поводу того, что голос становится лучше от набираемых килограммов. До сорока лет я была такой тощей, что выделялись одни коленки. И я страшно переживала, что мой громадный голос пропадёт из-за моей худобы. Знаете, почему оперные певцы быстро набирают в весе? Потому что во время выступления тратится колоссальное количество энергии и просыпается волчий аппетит. Артист наедается и идёт спать. Что же вы хотите? Конечно, они полнеют.
А у меня всё по-другому происходило: я вместо еды выпивала много воды, желудок наполнялся, чувство голода притуплялось, и за счёт этого я очень долго держалась в форме. А сейчас, конечно, уже приходится к диетам прибегать, два раза в год езжу в Лондон, в институт по контролю веса, за счёт этого и держусь.
- Говорят, вы и к пластической хирургии прибегаете?
- Конечно! Глупо это скрывать. Мне 67 лет, а морщин нет - естественно, это пластика. Когда дамы преклонного возраста говорят, что они не делали операций и хорошо выглядят лишь благодаря природе, верится с трудом. Давайте будем откровенны. Ну что здесь такого? Если у человека есть возможность улучшить свою внешность и бороться с возрастными изменениями, разве это постыдно? На мой взгляд, это вызывает только уважение. У меня даже сомнений особых не было: омолаживаться или нет. Просто однажды я подошла к зеркалу и сказала: "Пора! Дальше тянуть нельзя". С тех пор регулярно езжу к одному и тому же доктору, который занимается моим омоложением.
- А это правда, что вы до сих пор ежедневно по нескольку часов кряду стоите у рояля и тренируете свой голосовой аппарат?
- Да, так и есть. Если бы я этого не делала, то давно бы уже сидела и носки вязала. Посмотрите: кто из моих коллег в моём возрасте продолжает петь? Я таких не знаю. Мне скоро 70 лет, а мой вокал по-прежнему шикарен, и гастрольный график расписан на много лет вперёд! Помню, когда мне исполнилось 50 лет и началась гормональная перестройка организма, я сильно переживала и полагала, что придётся уйти со сцены.
Выдержать этот тяжёлый этап мне помогла знакомая западная певица. Узнав о моих невесёлых мыслях, она кричала на меня по телефону часа два и посоветовала, чтобы я воспользовалась её опытом: сесть к роялю и начать всё с самого начала. Я взяла себя в руки и так и сделала. Результат, как видите, потрясающий.
Знаете, что такое старость? Усталость и слабость, ничего более! Если бы у меня не хватило силы духа и желания ежедневно совершенствовать себя и радоваться жизни, я давным-давно превратилась бы в старушку, обсуждающую свои болезни и негодное правительство. Вот этого как раз и не надо допускать, тогда ты будешь до последнего дня молодой, нужной и любимой.
- Откуда же вы черпаете силы?
- Жажда жить присутствует во мне всегда. Может, оттого, что я ещё крохой пережила блокаду Ленинграда со всеми её ужасами? А может, это врождённое чувство? Не знаю, сложно сказать. Есть один простой секрет быть всегда счастливой и довольной: я никогда не отчаиваюсь, не расстраиваюсь и, когда мне плохо, говорю спасибо Господу за то, что не произошло большей беды. Обокрали тебя, а ты улыбнись и скажи: "Господи, спасибо, что произошло только это и все живы и здоровы".
Никогда не забуду один показательный случай. Я уже была знаменита, но места в спальном вагоне мне ещё не полагалось, и я ездила в купе. Однажды мои попутчики стали расспрашивать меня о жизни, и я начала описывать трудности: дома бываю редко, с мужем и дочкой вижусь мало, переживаю перед выходом на сцену, всё время нервы... И вдруг соседка прерывает меня и говорит: "Чего ты жалуешься? Ты попробуй, как я, на каменоломне попаши". Так что всё познается в сравнении!
- Но и постоянно жить вдали от семьи тоже не так просто.
- Это точно. Мне было очень тяжело расставаться с семьёй. Только я родила дочку, как сразу же уехала на гастроли в Канаду. Сердце разрывалось от тоски, я всё время умоляла отпустить меня пораньше, чтобы к Леночке быстрее приехать. Когда дочь стала постарше, я начала брать её с собой. Наверное, Лена, насмотревшись на меня, и решила стать певицей.
Я, кстати, так же, как в своё время мой отец, не разрешала ей заниматься музыкой. Мне казалось, что она не сможет стать певицей, и я заставила её пойти на факультет журналистики. Но Лена бросила учёбу на последнем курсе и окончила курсы медсестёр. Работала в больнице и параллельно училась в музыкальной академии. В итоге она стала певицей, несмотря на мои запреты (смеётся).
Потом Лена, не советуясь со мной, улетела в Испанию, где Монтсеррат Кабалье взяла её в ученицы. Я вся обрыдалась из-за её отъезда, ведь она уехала не одна, а вместе с сыном - моим любимым внуком! И они до сих пор вот уже много лет живут в Испании. Часто приезжают ко мне в Россию, но возвращаться не собираются. Им там больше нравится, внук даже думает на испанском языке, хотя я стараюсь привить ему русскую культуру.
Я всё удивляюсь: как это Лена могла так безболезненно покинуть родину? Я не смогла бы уехать из России, несмотря на то что почти всё время работаю на Западе. Дело не в тоске по берёзкам. Я уверена, что нигде до конца артист не будет понят так, как его поймут на родине.
- Кстати, а почему вы назвали дочь своим именем?
- Это не я назвала, а её папа. Муж так сильно любил меня, что и дочь назвал моим именем. Вероятно, ему сильно недоставало общения со мной. Да и я сама ничего не имела против имени Елена - оно красивое, царственное.
- Муж, наверное, ревновал вас к армии поклонников?
- Поклонников действительно было много. Но ко мне как-то боялись приближаться с любовными предложениями. Что-то внутри меня было такое, что сигнализировало людям: даже не пробуйте, ничего не выйдет.
- Что, на ваш взгляд, делает женщину притягательной для мужчин?
- Во-первых, врождённая харизма, во-вторых, желание самой женщины нравиться мужчинам. Когда такое желание есть, женщина следит за своей внешностью, манерами, у неё особый блеск в глазах, который показывает её желание любить и быть любимой.
Знаете, есть выражение: "Любовь приходит, когда её совсем не ждёшь". Я же считаю, что это неверно. Любовь приходит именно к тем, кто её жаждет, кто готов встретить её. Я, например, всегда нахожусь в состоянии ожидания любви - я жду и готова к этому величайшему чувству. Даже в детстве я всегда мечтала, что ко мне на улице подойдёт какой-нибудь мальчик и скажет: "Пойдём со мной!" И я без сомнений пойду вслед за ним, а потом он окажется принцем!
- Какая вы, оказывается, романтичная натура.
- Безусловно, а как иначе? Мои мужья мне таких слов не говорили, поэтому я думаю, что всё ещё впереди - принц обязательно придёт ко мне и скажет заветные слова.
- У вас, наверное, и талисман есть?
- Да. Мой самый старый друг - игрушка Бобка. Эту игрушку для меня купила мамочка, когда я ещё в животике у неё сидела. Так что мы с Бобкой ровесники и хорошо понимаем друг друга (смеётся). Он всегда был со мной: и войну пережил, и самые почётные премии получал, так что он знает обо мне абсолютно всё! Когда мне тяжело, я могу с ним поговорить и чувствую, как становится спокойнее на душе. Даже когда у меня проходят очень ответственные выступления, беру Боба с собой: кладу его на рояль, и он помогает мне выступать. Уверена, что его добрая энергетика помогает мне в жизни.
"Мечтала лечить людей"
- ВЫ согласились играть в спектакле Романа Виктюка "Венера в мехах". Отчего вместо сцены Большого решили выйти на драматическую площадку?
- Виктюк - глубокий профессионал, поэтому и хотелось сотрудничать с ним. Про этот спектакль ходило много разговоров, говорили, что я чуть ли не обнажённой собиралась выйти на сцену, - это не так. Я должна была сыграть женщину-мазохистку. Я очень серьёзно готовилась к этой роли, даже атрибуты купила. Помню, зашла в Америке в секс-шоп, а там продавщица-негритянка оказалась большим знатоком всех этих штучек. С какой любовью она демонстрировала мне хлысты, наручники, ошейник с шипами, лакированные одежды ярко-красного и чёрного цвета! Но я совершила ошибку, сказав: "Ну вот, наконец экипировка для сцены готова!" Что творилось с продавщицей, не описать никакими словами (смеётся). Она была в гневе, узнав, что я не мазохистка и что всё это для театра куплено.
- У вас есть нереализованная мечта?
- Одно время мне казалось, что есть. Я много лет молила Господа, чтобы он дал мне возможность лечить людей. Откуда было такое желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях. Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью излечивались! Я счастлива от этого.
- Каким проектом сейчас занимаетесь?
- Много контрактов подписано с западными театрами вплоть до 2009 года. В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.
Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!
Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.
Смотрите также: