В ПРЕДДВЕРИИ новогодних праздников знаменитый во всем мире баритон Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ приехал в Москву, чтобы с Владимиром Спиваковым и Еленой Образцовой принять участие в фестивале "Созвездие русской лиры".
"Не гавкаю, но рычу"
- НА КОНЦЕРТАХ, слушая оглушительные аплодисменты в ваш адрес, я подумала: у Хворостовского судьба Золушки в мужском обличье. Парень из Красноярска выступает на лучших мировых сценах...
- Когда вспоминаю свою жизнь в Красноярске, мне кажется, что это было не со мной, а с кем-то другим. Будто я в книжке прочитал про этого человека - настолько все далеко... Многие люди, знавшие меня раньше, пытаются и сейчас общаться со мной "тамошним". А я иногда и не помню их. Наверное, многие обижаются.
- Вы очень нервничали перед концертом. Почему? Вы ведь уже признанный певец.
- Если бы я получал пенсию, сидя дома у телевизора, мы могли бы говорить о моих заслугах. А так... Когда ты поешь в опере, то каждый день начинаешь с нуля. Думаете, если я спою хотя бы три ноты плохо, мне все равно будут хлопать? Нет. Даже если у меня на душе кошки скребут или я супербольной, нужно вывернуться наизнанку и сделать свое дело хорошо. Плохо не должно и не может быть. Иначе для меня наступит конец света.
- В этот приезд вы выступили на благотворительном концерте в помощь жертвам Беслана. Вас действительно волнует происходящее в России?
- "Волнует" - неправильное слово. Это величайшее горе - то, что произошло в Беслане. Когда случилась трагедия, Валерий Гергиев нашел меня и сказал о возможности проведения таких концертов. Я сразу не то что согласился... У меня даже не было раздумий по этому поводу.
Где бы я ни находился, я остаюсь прежде всего русским человеком. Думаю и вижу сны по-русски, мои родители живут в России.
- Знаю, что вы мечтаете о боксерской груше...
- Мне бы хотелось вымещать свое плохое настроение не на близких людях, а на бездушном предмете. Я очень противный дома. Характер у меня мнительный, раздражительный. Волнение перед концертом превращает меня в чудовище. Боишься, дрожишь, не спишь. Постоянно ворчу. Не гавкаю, конечно, но рычу. Все знают, что лучше меня не трогать в дни перед ответственными выступлениями. А так как они у меня практически каждый второй или третий день, то жить со мной очень нелегко. Чтобы меня выдержать, нужно иметь космическое терпение. Но моя жена Флоранс никогда в жизни не говорила, что ей тяжело. У Флоши - очень позитивное восприятие жизни, что излечивает мою хандру. И потом, у меня есть совершенно чудесное "лекарство" - сын Максим. Только увидишь его смеющееся лицо, сразу жизнь кажется лучше.
- Вы как-то сказали, что многие люди прекратили общаться с вами "после некоторых событий". Я думала, от мировых звезд друзья не отворачиваются...
- (Грустно.) Звезда - понятие относительное... Отношения со многими моими друзьями и приятелями дали трещину по многим причинам, в том числе и из-за моего развода - долгого и мучительного. Кто-то из знакомых принял сторону моей бывшей жены, кто-то остался со мной. Все понимаю и никого не виню. И в то же время предательства я не прощаю...
Я заработал себе язву из-за переживаний, связанных с разводом. Должен был петь "Риголетто" в Хьюстоне, но медленно увядал. Если бы не позвонил маме-доктору, то, наверное, сейчас бы с вами не говорил. Она сказала: "Немедленно ложись в больницу!" После выписки мне нужно было есть мясо, пить вино, чтобы восстановить потерю крови. Еле-еле успел прийти в себя к премьере.
- Удивительно, вы об этом рассказываете с улыбкой!
- 4 года назад мне было не до улыбок. А улыбаюсь потому, что тогда со мной уже была Флоша. Жизнь все расставила по местам.
"Ну, с Новым годом!"
- ВАША теща - итальянка, тесть - француз. Из-за разных менталитетов не возникает проблем в отношениях?
- Они относятся ко мне с обожанием. Флошин папа в 78 лет перенес тяжелую операцию. Через неделю (!) он уже сел в машину, три часа трясся по дороге-серпантину, чтобы послушать мое выступление на одном фестивале. В лице мамы Флоши я приобрел грандиозного друга. Она итальянка по происхождению, но напоминает мне русскую женщину, про которую говорят: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".
Что мне еще нравится во Флошиной семье, так это удивительный оптимизм. Мы, русские, воспринимаем жизнь со знаком минус, они - со знаком плюс. Три недели назад братик Фло Александр (я его зову Сашей) попал под машину, разбился на мотоцикле. Сломал все, что можно. Теперь он не будет ходить 3-4 месяца. Когда приехала мать, он еще лежал на дороге и корчился от боли. У него был такой перелом, что нога находилась чуть ли не за ухом... Но, увидев маму, он улыбнулся и сказал: "Ну что, с Новым годом!" Можете представить, чтобы кто-то из нас так шутил в подобной ситуации?!
- У вашей жены хороший голос. Но, как вы утверждаете, в семье певца петь должен кто-то один. Не боитесь бунта? Сейчас женщины в мире эмансипированные...
- Я ничего Флоше не запрещаю. 31 декабря в Москве она будет со мной петь на концерте. Полтора месяца назад в Париже мы уже давали концерт, средства от которого перечислены в Фонд клиники раковых заболеваний им. Раисы Горбачевой.
- Ваши дети бывают на концертах Дмитрия Хворостовского?
- Старшие дети от первого брака живут в Лондоне со своей матерью. Иногда приходят ко мне на репетицию. Пока бывшая жена не отпускает Данилу и Сашу ко мне на спектакли, мотивируя это тем, что они еще маленькие. Хотя им 8 лет.
А Максим, наш с Флоранс сын, где только не бывал с нами. Ему 17 месяцев. Выглядит вообще на 3 года. Понимает уже как минимум три языка, пытается что-то лепетать. Первое слово, которое Максим сказал, было "папа", чем я очень горжусь. Он даже маму папой зовет!
- Есть анекдот. Оперный певец занимается любовью с женщиной. Вдруг звонит телефон. После разговора мужчина бросает даме одежду на кровать: "Срочно собирайся и уезжай! У меня через месяц "Травиата"!"
- Ну, месяц - это преувеличение, конечно. Пение - как спорт. Есть определенные правила. Певец, как и спортсмен, переносит физические и прежде всего эмоциональные нагрузки. Поэтому на концерте нужно быть в оптимальной физической форме. С другой стороны... Сексуальная жизнь очень важна и влияет на эту самую физическую форму. Думаю, вы со мной согласитесь: чем "это" чаще, тем лучше.
- Вы не предлагали жене перебраться в Москву?
- Предлагал. Но жить здесь так же невозможно, как в Рио-де-Жанейро, Неаполе или том же Лондоне: мы нигде долго не задерживаемся. В 2004 году в Лондоне, где у нас квартира, не пробыли и трех недель за весь год.
- Вы уже купили новогодние подарки для домашних?
- Моя жена и родители приехали в Москву встречать Новый год со мной. Самое большое счастье для нас - возможность общения. Мои мама с папой увидят меня, Максима, Флошу... А дарить всякие фонарики, кольца-браслеты я не хочу... Какое они имеют значение, когда люди не видятся месяцами?!
Редакция благодарит за помощь в организации интервью продюсера фестиваля Олега Березкина.
Смотрите также: