ЕСЛИ у французского кино сегодня есть лицо, то это, несомненно, Жюльетт Бинош. Она стала первой за последние 40 лет французской актрисой, получившей "Оскара" (за фильм "Английский пациент"). Бинош поражает каждой своей новой ролью, поступком и высказыванием. Найти вторую такую женщину во всей Франции вряд ли удастся.
КУЛЬТОВЫЙ режиссёр Михаэль Ханеке, у которого Жюльетт снималась в картине "Код неизвестен", увидев её в первый съёмочный день, сказал: "Меня нервирует то, насколько ты красива". Не согласиться с мэтром невозможно.
"Я очень люблю красивые вещи, люблю быть элегантной. Старые кроссовки и драные джинсы? Не дождётесь!" - говорит актриса. Женственная и утончённая, взбалмошная и при этом невероятно ранимая, она является идеальным воплощением мифа о французских женщинах. Впрочем, оказавшись в Париже или Лионе, вы наверняка разочаруетесь: типичная француженка выглядит вовсе не так.
Бинош - женщина-мечта, которую снимали в своих фильмах лучшие режиссёры - Годар, Маль, Кесьлёвский и Мингелла. Полученный в 1997 году "Оскар" лишь подтвердил то, что все давно знали: Бинош - королева Франции. "После получения награды меня стали принимать везде как коронованную особу. Ну или как футбольного бомбардира", - улыбаясь, говорит Жюльетт.
Азарт, с которым она снимается в кино и играет в театре, иначе как спортивным не назовёшь. В ноябре в прокат выходит фильм режиссёра Сантьяго Амигорены "Несколько дней в сентябре", где Бинош играет агента французской разведки. События разворачиваются за несколько дней до трагедии 11 сентября, а её героиня оказывается в самом эпицентре международного заговора. Насколько будет удачной прокатная история проекта с бюджетом в 13 млн. долларов, покажет время, но одно можно сказать наверняка: Бинош не станет слушать мнение критиков, какими бы они ни были. "Для актёра успех или неуспех - это всегда относительные понятия. Я давно научилась держать дистанцию между своей работой в фильме и чьей бы то ни было реакцией на неё", - утверждает она.
Бинош снимается много и с удовольствием, благо предложений 42-летняя актриса получает предостаточно. Так, в начале этой осени Бинош, которая считается самой высокооплачиваемой актрисой в истории французского кино, дала согласие на съёмки в фильме израильского режиссёра Амоса Гитая, которые должны начаться в январе 2007 года в Израиле.
Впрочем, деньги Бинош волнуют мало: "Мне кажется, что, если люди делают фильмы ради денег, они немножко больны. Деньги не могут наполнить душу. Человек не может одновременно жить в двух домах, носить сто нарядов, спать в десяти спальнях".
К наградам Жюльетт также относится не слишком серьёзно. Полученный в 1997 году "Оскар" стал для актрисы приятной неожиданностью, но ничуть не уменьшил её желания участвовать в рискованных проектах. "Моё душевное состояние определяется желанием авантюр, приключений, которые позволили бы мне удивляться самой себе, - рассказывает Жюльетт. - Профессия актёра - это привилегия. Я не картинка, я искательница. Я работаю каждый день, не желая останавливаться ни вчера, ни сегодня, ни завтра".
За "Английского пациента" Бинош также была награждена призом Берлинского кинофестиваля и премией Европейской киноакадемии "Феликс". К слову сказать, Франция оказалась единственной страной, которая никак не отметила эту роль Бинош. "Я была уверена, что "Оскар" получит Лорен Бэколл (за фильм Барбры Стрейзанд "У зеркала два лица". - Прим. авт.). И, конечно, была рада, когда объявили моё имя, - вспоминает Бинош. - А потом... Ты возвращаешься домой, ставишь статуэтку на полку, и сын начинает играть с ней. Со временем она блекнет, стоит себе в углу и пылится. Да, сначала она доставляет удовольствие, а потом о ней забываешь. "Оскар" меня не изменил. Изменился лишь чей-то взгляд на меня". Говоря так, Жюльетт вряд ли лукавит. Выйдя на сцену, актриса смогла произнести только одну фразу: "Не подготовила речь! Я была уверена, что победит Лорен!"
РОЖДЁННАЯ АКТРИСОЙ
ЕСЛИ заглянуть в биографию Бинош, станет понятно, что ей на роду было написано стать актрисой, а прожитая жизнь научила Жюльетт побеждать - не только претенденток на "Оскар", но и саму себя.
Представить более артистическую семью, чем у Бинош, сложно: отец - скульптор и актёр, мать - актриса и преподавательница в драматическом кружке. Впрочем, девочке, появившейся на свет 9 марта 1964 года в Париже, это обстоятельство доставляло больше неприятностей, нежели давало привилегий. Когда ей исполнилось 4 года, родители решили расстаться, а Жюльетт и её сестру отдали в католический интернат. Отец отправился на заработки в Южную Америку, мать преподавала, а девочкам пришлось называть своим домом школу. "Если взглянуть правде в глаза, никакой семьи у нас не было, - вспоминает Бинош. - Мы всегда жили каждый сам по себе. Даже после всех этих лет, когда я оглядываюсь на своё детство, думаю: как же я это пережила?" Причиной всех проблем в семье была банальная нехватка денег: "Я отчасти понимаю родителей. Однако не могу представить, что я куда-то отдам своего сына Рафаэля. Правда, мне повезло - у меня есть работа, дом, деньги... У родителей не было ничего".
КОГДА НИКТО НЕ ВЕРИТ
ТЕАТР в жизни Жюльетт появился очень рано. До того как впервые выйти на сцену, она шила костюмы для постановок лицейского театра и работала осветителем. В 12 лет ей начали доверять небольшие роли. Для юной Бинош театр значил гораздо больше, чем просто возможность раскрыть свой творческий потенциал и избавиться от подростковых комплексов: "Выбрав театр, я смогла как бы пустить корни и породниться с другими людьми. Я фактически выбрала себе новую семью".
Окончив школу, 15-летняя Жюльетт поступила на актёрские курсы Жан-Пьера Мартино и начала снимать квартиру в Париже вместе со своей сестрой. Небольшие роли и работа кассиршей в парижском универмаге приносили деньги, которых хватало на двоих. А затем начинающую актрису Бинош пригласили учиться в Национальную консерваторию драматического искусства, которую, впрочем, она не закончила. "Мне было немного скучно, - вспоминает Жюльетт. - Не из-за учителей, некоторых я просто обожала. Скорее из-за студентов. Они не вели себя как актёры, ответственные за свою жизнь. А я уже должна была готовить, ходить по магазинам и устраивать не только свою жизнь, но и жизнь сестры. И я чувствовала, что не могу зря терять время".
Не терять зря времени значило для Бинош соглашаться на любые съёмки (за два года она снялась в восьми фильмах), искать роли в театре, которые не приносили денег, но зато давали ощущение семьи и уверенности в собственных силах. "Когда я работала в театре "Точка с запятой" и в зале сидели пять человек, мы, актёры, всё равно выкладывались на все сто - от отчаяния и из любви к театру. И ещё - чтобы не потерять веру в то, что мы делаем, - рассказывает актриса. - Сила и достоинство профессионала заключается как раз в том, чтобы продолжать верить, когда никто вокруг уже не верит".
Большинство режиссёров и продюсеров не верили в начинающую актрису Бинош, поэтому отказы ей приходилось слышать регулярно. "Поначалу меня просто отфутболивали - просто рок какой-то. До смешного доходило. Пришла на пробы к Морису Пиала. Стою, нервничаю. Рассматриваю постер фильма, который на стене висит. Выходит Пиала. "Что вы этот постер рассматриваете? Вам этот фильм нравится?" - "Да". - "С вами всё ясно. Вон отсюда!" Оказывается, ему тот фильм ужасно не нравился", - вспоминает Жюльетт.
Воспоминания об одной из первых работ - роли в картине Годара "Хвала тебе, Мария" - также не слишком приятны Бинош: "Он долго рассматривал мои фотографии и даже не стал пробовать, просто взял на крохотный эпизод. Я должна была сказать в кадре: "Подлый ублюдок!" - и вся роль. Я так старалась, всё время крутилась на площадке, хотела что-то полезное сделать. А Годар смотрел, смотрел на меня, а потом буркнул: "Только не делайте вид, что вы нам тут помогаете". Очень с ним холодно было". Сначала Жюльетт приняли за другую актрису - по ошибке загримировали и отправили в другой павильон, а потом ещё и отругали за нерасторопность.
ЛЮБОВНИК ДУРНЫХ КРОВЕЙ
ПОСЛЕ съёмок у Андре Тешине в "Свидании", где атмосфера на съёмочной площадке была дружески-домашней, в жизни 19-летней Бинош появился режиссёр Леос Каракас, который стал для неё пропуском в мир кино и первой серьёзной любовью. Ради роли в "Дурной крови" Леос заставил девушку похудеть на 5 килограммов, пойти на курсы танцев и стать вегетарианкой, чтобы полностью почувствовать себя героиней. Он изводил её своим навязчивым вниманием и бесконечной критикой, запрещал смеяться, потому что, по мнению режиссёра, смех Жюльетт был слишком громким и жизнерадостным. Чтобы лучше узнать актрису, Каракас тайком наведывался к её семье, чтобы расспросить о детстве Бинош, обо всех её страхах и слабостях.
Фильм "Дурная кровь" наделал много шума и связал режиссёра и актрису столь сложными отношениями, что мужчина мог себе позволить лепить из молоденькой девушки всё, что ему заблагорассудится. Жюльетт была влюблена, мучалась сильными чувствами, но блистала в фильмах Каракаса так, что её игра слепила не только зрителей, но и самого режиссёра.
В 1988 году грянул фильм "Невыносимая лёгкость бытия" режиссёра Филипа Кауфмана, сделавший Бинош звездой не только во Франции, но и в Америке. Едва начавшийся роман с Голливудом, где молодую актрису заметили и оценили, и актёром Дэниелом Дей-Льюисом (партнёром по фильму), не нашёл продолжения, потому что Жюльетт выбрала Каракаса и вернулась на родину, чтобы сниматься у своего бывшего любовника.
Второй совместный фильм - "Любовники с Нового моста", отнявший у актрисы три года и не получивший положительных отзывов, поставил точку в непростых отношениях режиссёра и его музы.
"Мы снимали "Любовников с Нового моста" три года. Это был сущий кошмар! - рассказывает Бинош. - Я вложила в этот фильм всю себя, до самого дна. Деньги кончились, когда не было снято и половины, все нервничали, злились, но нас согревала уверенность, что мы снимаем лучший фильм всех времён и народов. И такой провал - и коммерческий, и художественный. Тогда я чуть не ушла из кино. Но потом меня пригласил Луи Маль. Живой классик, неужели отказываться? Но это было самое кошмарное время в моей жизни. Джереми Айронз - замечательный актёр, образованный, начитанный, очень порядочный. Но он хотел, чтобы я играла так, как хочет он. Он мечтал лезть на стену со своими страстями и требовал, чтобы я лезла за ним. Каждую свободную минуту я уходила куда-нибудь со съёмочной площадки, где меня никто не видел и не слышал, и тихо ругалась. И вот после этого фильма я твёрдо решила: всё, надо остановиться. Умирать ради кино я не собираюсь".
Актрису спас режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, предложивший Бинош роль в картине "Три цвета: синий". "Он сказал, что хочет сделать фильм о женщине, которая заново учится жить, - рассказывает Бинош. - Ей кажется, что её душа мертва, но она ещё не знает, что возрождение неизбежно. Я во многом её понимала. Перед тем как начать съёмки, я прошла сеанс гидротерапии - промывания кишечника, чтобы избавиться от старого дерьма, накопившегося за 20 лет. А этот фильм стал для меня моральной гидротерапией, и все чувства, накопившиеся на съёмках ранних фильмов, вся горечь, раздражение, непонимание вымылись из моей души. Это были самые простые съёмки за всю мою жизнь. Помню, когда моя героиня должна была оцарапать руку о стену, протез ещё не был готов. Кесьлёвский был ужасно разгневан, и я сказала: "Я могу и без протеза, просто голой рукой". Он ответил: "Нет, ни в коем случае. Ты не должна сделать себе больно!" Никогда ещё обо мне так не заботились".
МИСС НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
АКТРИСА, в послужном списке которой десятки ролей и множество наград, не раз удивляла непредсказуемостью и легкомысленностью своих поступков. Так, получив в 1997 году "Оскара", она забросила кино ради сезона в лондонском театре.
В послужном списке её романов значатся такие имена, как Оливье Мартинес (партнёр по фильму "Гусар на крыше", которого в шутку называют "французским Брэдом Питтом) и наш соотечественник - Андрей Кончаловский, поставивший в парижском театре "Одеон" чеховскую "Чайку" с Бинош в главной роли. Жюльетт никогда не была замужем, тем не менее у неё двое детей. Сына Рафаэля она родила в 1993 году от аквалангиста Андре Алле. Отцом второго ребёнка стал модный французский актёр Бенуа Мажимель, они вместе играли знаменитых любовников Жорж Санд и Альфреда де Мюссе в фильме "Дети века". Разница в возрасте в 10 лет (не в пользу Бинош) не помешала актрисе в 2000 году родить от Мажимеля дочь Анну. После нескольких лет романа пара рассталась, и ничто не предвещает того, что у Анны и Рафаэля в ближайшее время появится приёмный отец. Королева Франции Жюльетт Бинош по-прежнему одна. Она и её дети живут в небольшом особняке XIX века в предместье Парижа, который актриса приобрела на деньги, заработанные по контракту с известной косметической фирмой.
"Для меня привычка - это синоним смерти, - говорит Бинош. - Что мне нравится больше всего в этой сумасшедшей жизни, - так это приключения". Возможно, поэтому 42-летняя актриса не торопится связывать себя узами брака и искать тихого семейного счастья вдали от съёмочных площадок. "В мои цели никогда не входило стать американской иконой. К славе и деньгам я тоже не стремилась, - заявляет француженка. - Моей целью всегда была работа. Только она делает меня счастливой".
Кому-то может показаться, что одинокой женщине с двумя детьми и напряжённым графиком съёмок ничего больше не остаётся, как искать удовлетворения в работе. Однако сама Бинош настойчиво даёт понять, что живёт так, как считает нужным: "Вам надо понять, что мне необязательно быть счастливой, чтобы быть счастливой".
Смотрите также: