В СЛЯКОТНЫЙ ноябрьский вечер мы с Татьяной Анатольевной Тарасовой возвращались с очередной съёмки проекта "Звёзды на льду". За разговором и не заметили, как подъехали к её дому возле метро "Сокол". Впрочем, так же незаметно пролетел и весь день. Утром, когда я прибежала к ней, Тарасова, собираясь на "Звёзды на льду", выбирала наряд, параллельно говоря по всем телефонам, решая проблемы своей заболевшей помощницы-стилиста, которую мы потом подвезли на машине к врачу. Тарасова помогает всем, кто её окружает. Всю жизнь решает чьи-то проблемы - своих воспитанников, их родителей, знакомых и друзей, учеников своего мужа - пианиста Владимира Крайнева.
ЗА 20 ЛЕТ дружбы со знаменитым тренером мне не раз приходилось брать у неё интервью. И вот новая встреча. Мы начали с обсуждения того, что увидели на льду, - именно это больше всего сейчас волнует Татьяну Анатольевну.
- Со съёмок выхожу опустошённая, мне они очень дорого стоят - трачусь эмоционально и физически. Мне тяжело судить конкурсантов, я их всех очень люблю. Стараюсь быть объективной. Мне нравится, что ребята преодолевают себя, учатся всё больше и больше. И никто не хочет без боя покидать проект.
- Сегодня, кажется, все встали на коньки.
- Да, вся страна встала на коньки. А если ещё не встала, то хочет встать. Зрителей прибавляется, а люди, которые не смотрели или пропускали первые передачи, теперь неотрывно их смотрят.
Меня тысячи людей спрашивают: "А я могу там кататься? А я? А я?" И я всем отвечаю: "Конечно!" Потому что возможности человека безграничны. Возможно всё!
- А ведь несколько лет назад, в начале перестройки, был жуткий спад интереса к фигурному катанию.
- Спад интереса объяснялся тем, что ни один телеканал не показывал фигурное катание. А на соревнованиях мы не проигрывали. У наших фигуристов были очень высокие достижения на протяжении всех чемпионатов. Но экран был заполнен совершенно другим. На поверку же оказалось, что ничто не может заменить фигурное катание, потому что оно - настоящее. Я горда тем, что ко всему этому имею самое непосредственное отношение. Народная любовь к фигуристам была всегда. Вспоминаю первые турне по Сибири, которые проходили более 30 лет назад. Зрители на открытых стадионах бросали на лёд, засыпанный снегом, красную герань, специально для нас выращенную на подоконниках (цветов же тогда было не купить). Эту срезанную герань никогда не забуду. Нас всегда любили, и, видимо, есть за что. Мы прославляли своё Отечество.
- Татьяна Анатольевна, как вы думаете, почему больше всего великих фигуристов именно из России? Ни в одной стране мира нет столько чемпионов, как у нас.
- Ну, есть ещё Соединённые Штаты Америки, где тоже появилось много великих чемпионов, после того как туда приехали русские тренеры. За последние 20 лет они укрепили позиции американцев и японцев, которые тоже работают с русскими тренерами.
Русские - очень талантливая нация. У нас большая страна, где очень много талантливых людей, вот только разбрасываться ими не нужно. Их надо собирать и множить. Знаете, как спрашивают: "Как живёшь?" - "По таланту". К талантливым людям надо относиться с особой бережностью. Потому что талант движет всем миром. У нас много одарённых детей, и не хочется их растерять. Был тяжёлый отрезок времени, когда очень многие тренеры уехали за рубеж и теперь работают в чужой стране в 10 раз активнее. Конкуренция выросла, но мне кажется, что новое тренерское поколение начинает набирать обороты.
Я вообще люблю таланты, люблю всё новое и стараюсь идти вперёд, не оглядываясь назад. В наступающем году 13 февраля мне исполняется 60. Нужно бы немного сбавить скорость. Но тренерское дело для меня - любимое. Вообще, это большое счастье - иметь дело, которому служишь всю жизнь.
- Вы, наверное, проводите на льду по 24 часа в сутки?
- В нашей профессии все трудоголики. Но вопрос - сколько надо работать - не стоит. Одному человеку требуется 5 часов работы, другому - 8, а третий за час всё может сделать. Трудолюбие -это базовая ценность, но не оно всё определяет. Без таланта ничего добиться нельзя.
- А как вам кажется, в каком соотношении находятся трудолюбие и талант?
- Чутьё к профессии - оно либо есть, либо его нет. А остальное всё зависит от трудолюбия. Его в лавочке тоже не купишь.
- Ваш отец, великий тренер Анатолий Тарасов, оказал на вас сильное влияние?
- Я папу всегда вспоминаю с благодарностью. Родители дали мне профессию, как, впрочем, и саму жизнь. Ведь всё идёт от семьи. Я всегда видела перед собой потрясающий пример фантастического служения профессии, который подавал отец. И для меня было важно в первую очередь не опозорить его. Получилось, слава богу. Да и мама мной довольна.
- Татьяна Анатольевна, вы начали работать тренером очень рано, в 19 лет. Тогда вы могли предположить, что вас ждёт?
- Я жила с гениальным человеком под одной крышей, в двухкомнатной квартире, в которой до сих пор и живём, и видела, как нужно отдаваться своему делу. Поэтому в юности у меня никаких иллюзий не было. Я начала работать с 19 лет, и эта работа окрасила всю мою жизнь. С самого первого дня иду на тренировку с неизменным чувством счастья. Вообще же на коньки я встала в 5 лет и уже с этого возраста старалась добиваться какого-то результата.
Мне повезло - я начала этой профессией заниматься очень рано и всегда занималась ею довольно успешно. Очень благодарна тем родителям, которые привели ко мне своих детей. Думаю, никого из них я не расстроила и не подвела. Потому что все дети, которые были отданы мне - Таня Войтюк, Ира Моисеева, Андрюша Миненков, Люда Суслина, Саша Тихомиров, - все обрели себя, обрели профессию, все они люди грамотные, умеющие читать музыку и способные работать до бессознательного состояния, до полусмерти. И следующее поколение - Ира Роднина с Сашей Зайцевым, Наташа Бестемьянова с Андрюшей Букиным, Марина Климова с Серёжей Пономаренко, Оксана Грищук с Женей Платовым, Илья Кулик, Лёша Ягудин, зарубежные спортсмены - Барбара Фузар-Полли с Маурицио Маргальо, Саша Коэн, Шизука Аракава, Джонни Вейер - все-все - все мои ученики работали так же.
- А что вы думаете про такую вещь, как везение?
- Везёт только сильным. Я так считаю.
- Но в спорте бывает, что и сильным не везёт. Взять, к примеру, Марию Петрову и Алексея Тихонова. Ребята рвутся к победе, очевидно, что они одни из лучших, но всякий раз что-то мешает им стать первыми.
- Они действительно одни из лучших. Два раза выигрывали чемпионаты мира и Европы. В этом году они тоже были лучшими, но не повезло. Я считаю это большой несправедливостью. Если бы это были мои спортсмены, я бы их не выпустила на церемонию награждения. И пошла бы на скандал. Судьям должно быть стыдно. Потому что судить надо честно. И отвечать за своё судейство во время соревнований, а не потом. Вот и всё. Да, был бы скандал, ну и что? Скандал был бы честный. С нашей стороны - честный. А несправедливость судей была вопиющей.
- Татьяна Анатольевна, а вам ведь тоже всегда было нелегко, приходилось долго бороться и утверждать свой стиль, своё направление. Помнится, как вас не понимали, клеймили. Потом западные импресарио увели у вас артистов, бывших фигуристов, катавшихся в вашем шоу "Все звёзды". Ругали за то, что вы живёте в Америке. Лёд не давали в России, с катков выгоняли. А вы всё простили и забыли?
- Я не хочу об этом даже вспоминать. Ничего не помню. Я просто живу. А если я что-то придумала, и у меня это взяли - ну и на здоровье.
А как можно жить во зле? Я живу настоящим и будущим. Хочу, чтобы моя мама - ей 88 лет - и все мои близкие были живы и здоровы. Это для меня сейчас самое главное.
- Вы своих бывших учеников, "тарасят", часто вспоминаете? И чему они, в свою очередь, научили вас?
- Они меня научили терпению. Предоставили в моё распоряжение свой талант, о котором они, может быть, и не знали. И свою красоту. Я их, конечно, вспоминаю.
- Они вам часто звонят?
- Нет, мы все заняты, и слава богу. Вот будет мне 60 лет, и, я думаю, что они ко мне все придут. Надеюсь, что я в их жизни что-то значу. Вне зависимости от того, в каком проекте принимаю участие.
- Татьяна Анатольевна, у вас в жизни было всё - от роз до шипов. Благодаря чему вам удавалось всё время быть на высоте? Что вам помогало?
- Я всегда придумывала что-то новое. В моём распоряжении всегда был очень большой талант. И я делала всё для того, чтобы этот талант раскрыть.