Примерное время чтения: 6 минут
251

Бриллиантовая россыпь Тамары Москвиной

26 ИЮНЯ великому российскому тренеру по фигурному катанию Тамаре МОСКВИНОЙ, вырастившей несколько поколений олимпийских чемпионов и чемпионов мира в парном катании, исполнилось 60 лет. По признанию самой юбилярши, с которой мы встретились в Санкт-Петербурге, она и не думает скрывать свой возраст, потому что в душе чувствует себя всегда почти что ровесницей своих нынешних учеников. И уж во всяком случае, второй их мамой, как любят себя называть многие российские женщины-тренеры, Тамара Москвина никогда себя не считала и не считает до сих пор.

Здравый смысл

- Три месяца назад в Ванкувере, где вопреки ожиданиям ваши воспитанники Елена Бережная и Антон Сихарулидзе так и не стали чемпионами мира, вы мрачно пошутили, что, мол, когда-нибудь свалитесь от переживаний прямо у бортика...

- Это была минутная слабость. На самом деле моя работа хотя и занимает главное место в моей жизни, однако, поверьте, я много что, а главное - кого, еще люблю. Помимо фигурного катания у меня есть семья, друзья, хобби, наконец.

- Часто ли вам приходилось отказывать тем, кто просился к вам в ученики?

- И такое было. Например, я отказала чемпионке Европы Марине Ельцовой, когда ее партнер Андрей Бушков оставил спорт. Мне было трудно сказать ей "нет". Но я не видела тогда для нее партнера. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, уйдя от своего прежнего тренера, также недавно просились ко мне. Но у меня нет физической возможности взять еще кого-то. Ведь в Хаккенсаке (США), где я живу и работаю последние годы, я уже занимаюсь еще с несколькими элитными зарубежными парами. Поэтому сейчас их взял Олег Васильев.

- Что подвигло вас уехать в США? Вы сменили российское гражданство на американское?

- Гражданства я не меняла. А уехать работать в Америку заставил элементарный здравый смысл. В какой-то момент в родном Питере не оказалось совершенно никаких условий для тренировок - Дворец спорта "Юбилейный" закрылся на долгосрочный ремонт. А тут американцы подкатились с очень достойным во всех смыслах для меня и моих учеников предложением - твори не хочу. Так почему бы и нет?

- В конце 60-х вы сами блистали на льду в паре с Алексеем Мишиным и многим запомнилась ваша зажигательная "Цыганочка"...

- Наша пара образовалась в 1965 г., после того как я несколько лет выигрывала чемпионаты Союза как одиночница. А Мишина - тоже в ту пору одиночника - избрал мне в пару мой тренер и муж Игорь Москвин. "Знания одиночницы у тебя есть, - сказал он мне тогда. - Давай-ка попробуй себя в парном катании". Я согласилась, и мы четыре сезона катались вместе. Нашим высшим достижением было второе место на чемпионате мира-69.

Дисциплина - всему голова

- Тренерская жилка у вас обнаружилась сразу?

- Да. Дело в том, что у меня самой были прекрасные тренеры - сначала Иван Богоявленский, а затем Москвин. Они и привили мне любовь к тренерской работе, потому что учили так, что это просто въедалось в тебя.

- Когда ваши ученики Елена Валова и Олег Васильев стали олимпийскими чемпионами, вы почувствовали, что встали вровень с другими знаменитыми нашими тренерами-москвичами Станиславом Жуком, Татьяной Тарасовой, Еленой Чайковской?

- А я с ними никогда себя и не сравнивала. Потому что они, кроме, пожалуй, Жука, работали в других видах фигурного катания. Но у них я старалась перенять те положительные моменты, которые можно взять из другого вида и которых, я чувствовала, мне не хватает.

- Какая из ваших пар вам наиболее дорога?

- И ребят я своих никогда не сравнивала. Они все для меня как дети. Но не родственные. Однако ведь их тоже надо было обучить всему, и в жизни, и в спорте. Каждый раз этот их рост я переживала и сама. Тем не менее признаюсь, что проще всего мне было работать с Валовой и Васильевым. Они более деловые, что ли. Мы сидели, обсуждали, спорили, но как только решение принималось, все дружно и параллельным курсом шли и делали то, что вместе задумали. С другими было потруднее. Во-первых, собрать их вместе. Иногда кто-то в паре был слишком яркой индивидуальностью, которая не подлаживалась под другого. Та же Оксана Казакова в свое время тянула одеяло на себя, не понимая их с Артуром Дмитриевым общей задачи. Это сейчас она как бы равноправная.

- А кто из них по прошествии лет к вам лучше всех относится?

- Со мной не общается только Наташа Мишкутенок. Так уж сложилась ее семейная жизнь, что ее американский муж не разрешает ей вообще общаться с русскими на русском языке. Она и не общается. А так все - Ирина Воробьева, Александр Власов, Игорь Лисовский, Елена Валова, Олег Васильев, Елена Бечке, Денис Петров, Дмитриев, Казакова, ну, и, естественно, Бережная и Сихарулидзе.

Счастливый человек

- Вы счастливый человек?

- Абсолютно. Мне, считаю, очень повезло в жизни. Муж, Игорь Москвин, с которым мы прожили уже 37 лет - замечательный, есть и дети - две дочери, работа интересная, материальные возможности. Вот, правда, я только что заметила, что туфель у меня порвался, так я пойду сейчас в магазин и куплю новые. Здоровье - тьфу-тьфу, друзья хорошие есть, и в Америку могу поехать, когда захочу. Я знаю английский и могу свободно общаться с журналистами всего мира.

- Однако в отличие от большинства ваших коллег, чуть ли не с лупой изучающих каждую напечатанную букву, вы признаетесь, что не читаете, что про вас пишут.

- Не всегда есть время читать. Тем не менее общение с прессой я считаю важным аспектом своей работы. Журналисты продают свой продукт, а я, рассказывая им про своих учеников, - свою пару. Мы просто не знали раньше, что это называется маркетинг.

- И в заключение несколько блиц-вопросов. Ваше любимое блюдо?

- Гречишный мед.

- Форма одежды?

- Брюки. Удобно и быстро.

- Цвет?

- Красный. Точнее - алый.

- Музыка?

- Классическая.

- Камень?

- Бриллиант.

- Любопытно, какое же у вас хобби?

- Самые любимые - музыка и балет. Еще прямо-таки обожаю копаться в саду, на даче. Но, не скрою, очень трудно найти время для себя и заниматься теми делами, какими хочется.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно