Еще вчера в курилке вы все вместе перемывали косточки руководству, а сегодня ты сама стала начальницей. О том, каких ошибок надо избегать молодому боссу, чтобы окружающие не начали смотреть волком и строить козни, рассказывает психолог А. Ш. ТХОСТОВ.
"Ты и я одной крови"
Конечно, сложно "отодвинуть" от себя тех, с кем только недавно вместе бегала на дискотеки. Хочется быть для всех идеальным другом, постоянно "входить в положение". Осторожно! Такая позиция грозит тем, что сотрудники будут вести cебя панибратски. Подумай: вместо обсуждения текущих проблем ваши корпоративные собрания превратятся скорее в дружеские посиделки. Вот потому-то нужна субординация - надо соблюдать нейтральную позицию по отношению ко всем сотрудникам, и только тогда они будут хорошо работать. На рабочем месте раздели деловые отношения и дружеские, можно сказать: "Да, это сложно, но, чтобы лучше работать, нам надо соблюдать дистанцию".
"Похвалю - зазнаются"
Зачастую у молодого начальника начинается, как бы это помягче выразиться... звездная болезнь. Ты считаешь себя самой умной и совсем забываешь о коллективе, который нуждается в постоянной поддержке и одобрении. К тому же начинающий босс нередко не знает, кого из работников надо подгонять, а с кем надо быть, наоборот, помягче. Чтобы скрыть это, начальница часто выбирает одну позицию - становится слишком уж жесткой, а это только отталкивает сотрудников. Поэтому почаще хвали подчиненных - человек должен чувствовать, что его усилия оценивают и видят. Но в то же время дай понять, что ошибок и просчетов в работе ты не простишь. Не отвергай сразу чужие идеи, даже если ты считаешь, что они не такие "гениальные", как твои. Попробуй обсудить их со всем коллективом и увидишь, что за тобой закрепится слава честного и объективного руководителя. Если видишь, что кто-то из подчиненных "закисает", попробуй дать ему какое-то новое, творческое задание, ведь ничто так не вредит коллективу, как рутина.
"Их невозможно организовать!"
В десять утра на рабочем месте ты видишь только уборщицу, а в четыре дня подчиненные уже разбегаются, как тараканы? Да, именно так коллектив испытывает нового шефа на прочность. Сотрудники проверяют, можно ли нарушать субординацию, манкировать своими обязанностями, прогуливать работу, и как начальник будет реагировать на это. И не думай, что только тебе попался такой "ненормальный" коллектив, все руководители сталкиваются с подобной проблемой. Поэтому имеет смысл не растолковывать каждому в отдельности, во сколько нужно приходить и чем заниматься, - устрой совещание или вывеси на стене приказ. Каждый сотрудник должен четко осознавать свои обязанности и степень ответственности.
"Равняйтесь на Петрова"
Молодые шефы, чтобы дисциплинировать коллектив, склонны заводить одного-двух любимчиков, которых можно ставить в пример всем остальным. Но разделение коллектива на "своих людей" и "просто рабочих лошадок" по принципу "этого люблю, а этого - не очень" имеет больше минусов, чем плюсов. У нормального начальника нет любимчиков "просто так": иметь преимущества должны только те, кто лучше всех работает. И не должно быть тайной, почему тот или иной человек стал пользоваться привилегиями, а то сама знаешь, какие пойдут разговоры. Кстати, "не любимчики" в этой ситуации могут назло начать работать хуже. Поэтому всем должно быть ясно, что нужно сделать, чтобы стать любимцем шефа, - лучше исполнять свои обязанности.
"Шеф всегда прав"
Раз шеф считает, что он всегда прав, значит, он в этом далеко не уверен. Если подчиненный говорит: "Вы мне ничего не объяснили, и потому я плохо сделал работу", а ты понимаешь, что это так, не бойся признать свою ошибку! Ведь начальник - тоже человек, и даже если руководство выделило тебя и определило "рулить" коллективом, нужно прежде всего стать более требовательной к себе. У людей всегда должно быть ощущение, что ты не повелеваешь, а сотрудничаешь и прежде всего готова выслушать чужую точку зрения. Но в то же время не стоит становиться зависимой от мнения сотрудников. Если подчиненный виноват, надо ему на это указать, но, ради бога, без повышения голоса! Запомни, что крик - это оружие слабого человека. Тот, кто уверен в себе, никогда не кричит, а люди властные и влиятельные вообще разговаривают очень тихим голосом. Запомни, что чем тише говоришь, тем лучше тебя слышат. И от того, что ты орешь на человека, он точно уж не станет работать лучше.
"Сами разбирайтесь!"
Должен ли начальник разрешить конфликт между подчиненными или предоставить им разбираться самим? Пусть сотрудники попытаются поладить самостоятельно, иначе, если ты будешь постоянно вмешиваться во внутренние разборки, прослывешь корпоративной "жилеткой", в которую все будут норовить поплакаться. Если ситуацию нельзя разрешить без тебя, вмешайся в конфликт, но предупреди, что обе стороны вынуждены будут сделать так, как ты скажешь. А если вышло, что с кем-то из подчиненных не поладила ты сама? Раз хочешь быть "эффективным менеджером", запомни, что для руководителя самое главное не собственная самооценка и не то, кто главнее или лучше. Многие терпят сотрудников проблемных, с плохим характером, если их эффективность на работе "окупает" недостатки. Скажи сотруднику: "Да, мы с вами немного не понимаем друг друга, но давайте сделаем так, чтобы это не мешало общему делу, и придем к компромиссу". Только такие слова помогут переломить ситуацию в лучшую сторону. Крича: "Фирма обойдется без вас! Можете писать заявление!" - вы прослывете истеричкой и человеком, с которым невозможно работать.
"Я не смогу быть шефом"
А надо ли вообще соглашаться на руководящую должность? (Решить для себя этот вопрос вы можете с помощью приведенного теста.) Женщина может быть даже лучшим начальником, чем мужчина, потому что по природе гибче и ей легче в чем-то уступать. Дело в том, что мужчины часто из принципа вступают в конкуренцию между собой, считая, что уступками демонстрируют слабость. Но если женщина чувствует неудовлетворенность, неполноценность, у нее не сложилась личная жизнь, она решает самоутвердиться на работе. А это - самый опасный начальник. С одной стороны, такая женщина лучше работает, так как не отвлекается ни на что другое. С другой стороны, она очень несчастна и за свои неудачи и комплексы пытается отомстить сотрудникам. Отсюда мораль: работая, помни, что ты тоже человек, позволяй себе расслабиться и не забывай об отношениях с мужчинами!
Виктор Мережко:
о начальнице
Как вы относитесь к женщинам-начальницам?
- Хорошо, но то, как она будет руководить, зависит от личностных качеств. Соглашаться на руководящую должность, конечно, нужно! Дело в том, что женщины сейчас более активны и агрессивны в карьерных делах. Но только дура, став начальницей, начнет орать, командовать и требовать называть себя по имени-отчеству, хотя ей от силы 27 лет. Надо поставить себя так, чтобы тебя называли на "ты" и по имени, но в то же время относились с уважением. А это возможно, когда в коллективе теплая, домашняя атмосфера. Если начальница - самодур, это беда, ведь она всех разгонит! Во-первых, половина уйдет от зависти к тому, что эта женщина стала руководительницей, а вторая - из-за того, что она будет себя вести бестактно, грубо, хамски. Ведь, когда ты всегда была "маленькой", а потом тебя "подняли", появляется стремление кого-то унизить и тем самым самоутвердиться.
У меня была начальница, когда я работал после полиграфического института в Ростове-на-Дону. Помню ее как очень обходительного, мягкого человека, который создал в коллективе близкие, доверительные отношения.