...АЛЕША уже месяц ходил в сад, и чем дольше ходил, тем меньше ему этого хотелось. Каждое утро он просыпался со слезами и устраивал маме бесполезные истерики. Иногда он замечал, что у мамы на глазах выступают слезы, но она все равно тащила всхлипывающего Алешу в ненавистный сад. А там начиналось самое страшное. "Старожил" группы Костя, в вечно спущенных колготках, отбывающий в саду уже второй год, превращал Алешину и без того тяжелую жизнь в ад. Он отбирал конфеты, которые мама клала ему в карман джинсов, не давал подходить к красивым игрушкам - подаркам богатых шефов-спонсоров и еще, что самое обидное, постоянно воровал у Алеши еду. Алеша ел медленно, а Костя, проглотив суп и разделавшись со вторым, всегда утаскивал с Алешиной тарелки то котлету, то сосиску и нагло сжирал ее на глазах голодного хозяина. Леша пытался обращаться в вышестоящие инстанции, но воспитательница холодно отрезала: "Нечего рот разевать!" За то, что Алеша ябедничал, Костя установил свое наказание - плевал новобранцу в суп и компот...
Не правда ли, отношения, сложившиеся между четырехлетними детьми в обычном детском саду, очень смахивают на классическую армейскую дедовщину? А ведь подобную историю мог бы поведать каждый десятый ребенок, начинающий свою коллективную жизнь. Мог бы, если бы умел выразить всю свою боль, страх и отчаяние словами. К сожалению, в дошкольном возрасте речевые навыки и способности размышлять не позволяют ребенку донести до родителей все то, что происходит на душе.
А куда же смотрят воспитательницы? Конечно, хороший, внимательный педагог способен полностью прекратить унижающие достоинство ребенка хулиганства. Но, увы, нередко оказывается, что позиция "сам разбирайся" или "почему-то других детей не трогают..." намного удобнее, чем возня с домашним, не умеющим постоять за себя малышом. Но это, как говорится, на совести воспитательницы. А вот родителям и правда не мешает задуматься, почему именно их детей, а не чьих-нибудь, третируют и унижают сверстники.
Многие родители, чей ребенок робкий и застенчивый, прибегают к помощи детского сада только для того, чтобы "научить общаться". Это ложный ход, ведущий лишь к усугублению тревоги. А дезадаптированный ребенок первым попадает в козлы отпущения (то же самое происходит и в армии: от "дедовщины", как правило, страдают тревожные, неуверенные в себе). Кроме того, вопрос о том, что ребенку будет легче жить, если он своевременно почувствует на своей шкуре не только любовь своих родных, но и все побочные эффекты коллектива, весьма и весьма спорен (не для тюрьмы ведь мы растим его в конце концов). Так зачем же ломать неокрепшую психику ненужными испытаниями? Но если уж так случилось, что ребенок попал в беду, сидеть сложа руки в ожидании, когда его "обтешет жизнь", нельзя. Надо действовать:
Выясните все до мельчайших подробностей инцидента. Поговорите с воспитателем и попросите помощи.
Если изменений не происходит, сами подойдите к обидчику и, отведя его в сторону, сделайте ему внушение (эта мера бывает намного действенней, нежели разговоры с родителями обидчика).
Всегда будьте на стороне своего ребенка, даже если он немного преувеличивает конфликт.
И будьте готовы перевести малыша в другую группу.
Придется (хотя бы на время) забрать ребенка из сада, если вы заметили:
- активное нежелание посещать сад на протяжении 4-6 недель с первого дня;
- нарастание агрессивности;
- возрастную деградацию (просит соску, требует, чтобы его носили на руках);
- появление невротических признаков (энурез, ночные страхи, бессонница, кусание ногтей, заусенцев, волос).
Не следует отдавать ребенка в сад, лучше пригласить няню, если у малыша:
- повышенная тревожность;
- низкая самооценка ("У меня ничего не получится");
- пугливость, застенчивость, синдром "хвоста" (чрезмерная привязанность к матери);
- повышенная возбудимость, истеричность.