"МАМА, я уже большой мальчик, поэтому пойду гулять один!", "Я это не надену и никогда не буду носить!", "Только меня провожают в школу!", "Я сам знаю, что мне надо", "У меня тоже есть права!" Эти фразы я в последнее время слышу все чаще и чаще. В них таится сообщение: "Я взрослый!" Присматриваюсь - и действительно.
КОГДА-ТО давно ребенок не засыпал в одиночестве. С ним обязательно нужно было лежать, пока он не уснет. Засыпал он по-разному, случалось, и по часу, и по полтора. Я злилась, что вот лежу, смотрю в потолок, теряю попусту время. А потом поняла: пройдет несколько лет, и он уже не будет просить посидеть с ним, полежать, побыть рядом. Он будет отдаляться, тяготиться мамиными нежностями. И тогда я стану скучать, надоедать вниманием. И мне захочется всего того, от чего сейчас устаю.
Когда он был маленький, я носила его на руках, и нам обоим это очень нравилось. Потом, когда носить уже стало не по силам, мы ходили за ручку долго-долго. Теперь ребенок дает мне руку, только когда мы переходим улицу, и сразу отнимает. Засовывает ручки в карманы и идет, независимый и сам по себе.
Я как-то задумалась о том, сколько времени есть у родителей на воспитание. Мне казалось, лет пятнадцать. На самом деле меньше. Очень-очень мало времени на воспитание. Хотя воспитание - неподходящее слово. Пятнадцать лет есть на то, чтобы делиться собой. Почитать книги, посмотреть спектакли и кино, погулять по зоопарку, повлиять на вкусы, привычки, пристрастия. Я знала: на все это у меня мало времени, оказалось, что еще меньше.
Я ни к чему не готова! Как это - гулять один?! У меня замирает сердце от ужаса, когда он отправляется за хлебом в магазин. Я прилипаю к оконному стеклу.
Его все меньше занимают игрушки. У него, оказывается, особое чувство юмора, свой собственный вкус. Вдруг открылось, что он обдумывает серьезные, взрослые вещи и принимает мудрые решения. Я не заметила, как он вырос.
Отпускать от себя дитя мучительно. Привязывать к себе глупо и опасно. Придется справляться с собой. Мужчина же растет, в конце концов.