Какую карьеру может сделать стюардесса? Выучить иностранный и попасть на международный рейс? Стать самой главной среди всех стюардесс? Лариса Машкова, победительница конкурса "Мисс Авиа - 2000", которая уже 12 лет летает в донском авиаотряде, считает, что она карьеру в своей профессии сделала.
Роман с пассажиром
- Мне давно предлагали работать моделью, манекенщицей, но небо тянуло меня сильнее. Но раз было на роду написано, все же я вышла на сцену и победила в конкурсе. Я не считаю себя красавицей и думаю, что не это главное как в женщине, так и в нашей работе. Ведь даже за короткое время полета люди чувствуют, кто есть кто. А салон самолета - та же сцена. За 12 лет работы я выработала для себя такой метод: если прихожу на работу в плохом настроении, нахожу себе одного пассажира, который чем-то понравился, и начинаю работать на него, заряжаюсь хорошим настроением, и полет проходит нормально. Хотя бывают такие пассажиры, которым изначально ничем не угодишь, а они могут передать свой настрой всем остальным.
Конечно, случаются и воздушные романы, когда мужчины флиртуют с нами, заигрывают. У кого-то даже было продолжение на земле, которое закончилось потом маршем Мендельсона. Но мои романы все земные.
Недолгий век
Я жила в маленьком украинском городке и уехала из него покорять мир с таким же настроем, как и все провинциалы. До учебы в питерском авиационно-техническом училище я и самолета-то ни разу в жизни не видела. В стюардессы меня потянула романтика, желание общаться с людьми, любовь к путешествиям. За 12 лет я облетела весь бывший Союз и увидела почти полмира. А теперь вот заочно учусь в вузе, потому что век стюардессы недолог, крайний возраст - 45 лет, и потом надо что-то делать.
Для того чтобы работать как можно дольше, надо хорошо себя чувствовать и выглядеть на уровне. У многих из нас профессиональная болезнь - варикозное расширение вен, мы ведь от взлета до посадки на ногах. А раньше, по молодости, работали исключительно на "шпильке". Сейчас такую роскошь себе не позволишь, берем на борт удобные туфли на низком каблуке. Ну а выглядеть мы всегда должны хорошо. У нас единая форма, но к ней очень хорошо подобраны шарфики, платки, красные шляпы. Золото-бриллианты носить нельзя, ярко краситься - тоже, но в салоне такое освещение, что мы вполне можем позволить себе интенсивный макияж. Так что встречаем пассажиров во всеоружии. Вот из всех таких малозаметных мелочей и состоит наша карьера.