Примерное время чтения: 7 минут
66

"К распутству склонности не имею"

Стран, где у власти находится женщина, по всему миру наберется немало. Это и Финляндия, и Швеция, и Шри-Ланка, и даже соседняя с нами Латвия. И только у нас в России женщина и власть - понятия несовместимые. Нет даже ни одного губернатора, а на прошедших президентских выборах единственная женщина-кандидат получила чуть больше одного процента голосов избирателей.

А ведь были и в России времена, когда женщины правили, и правили с успехом. Одной из них была императрица ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, за свои успехи в правлении получившая звание Великой.

- Ваши современники и потомки частенько обвиняли Вас в чрезмерной любви к мужчинам... Историки подсчитали даже, что за 43 года проживания в России у вас было не менее 15 любовников.

- Бог видит, что это не от распутства, к которому никакой склонности не имею. Если б я в участь получила смолоду мужа, которого любить могла, я бы вечно к нему не переменилась.

Уже в первую брачную ночь муж мой оказался не способным выполнить свои супружеские обязанности, и в этом положении дело оставалось в течение девяти лет без малейшего изменения.

- Сегодня в России модно изучать иностранные языки. А как Вы, немка, сумели выучить совсем нелегкий русский язык, на котором потом так прекрасно говорили и даже писали комедии?

- Чтобы сделать более быстрые успехи в русском языке, я вставала ночью с постели и, пока все спали, заучивала наизусть тетради, которые оставлял мне Ададуров (учитель русского языка).

Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили. Все, что я ни делала, всегда клонилось к этому, и вся моя жизнь была изысканием средств, как этого достигнуть.

- И все же в Ваших жилах текла только немецкая кровь.

- Однажды в Царском Селе я почувствовала себя очень нехорошо и попросила своего любимого доктора Роджерсона пустить мне кровь. Он выпустил ее столько, что, когда пришел граф Безбородко справиться о моем здоровье, я, смеясь, ему сказала: "Теперь все пойдет лучше: последнюю немецкую кровь выпустила".

- Первые восемнадцать лет, которые Вы прожили в России при императрице Елизавете, были очень трудными для вас. Что помогло Вам выстоять?

- Не проходило дня, чтобы меня не бранили и не ябедничали на меня. Но природная гордость моей души и ее закал делали для меня невыносимой мысль, что я могу быть несчастна. Я говорила себе: "Счастье и несчастье - в сердце и в душе каждого человека. Если ты переживаешь несчастье, становись выше его и сделай так, чтобы твое счастье не зависело ни от какого события".

- Ваша свекровь, императрица Елизавета, как известно, отняла у Вас Вашего сына Павла сразу после его рождения, и Вы лишь изредка могли видеть его. Как он воспитывался без Вас?

- Когда я впервые увидела своего сына, то пришла в ужас. Его держали в чрезвычайно жаркой комнате, запеленавши во фланель и уложив в колыбель, обитую мехом чернобурой лисицы; его покрывали стеганным на вате атласным одеялом и сверх этого клали еще другое, бархатное... Это привело к тому, что когда он подрос, то от малейшего ветерка, который его касался, простужался и хворал.

- Но уж своего любимого внука Александра Вы никому не отдали, а воспитывали сами с момента его рождения. Как Вы это делали?

- Особенно мы заботились о чистом и свежем воздухе. Лежал он на кожаном матрасе, на который стелилось одеяло, у него не более одной подушки и очень легкое английское покрывало. Особенное внимание обращалось на то, чтобы температура в его покоях не превышала 14-15 градусов.

- Наши современные кремлевские правители тратят огромные суммы на свое собственное содержание. Значительную часть средств, направлявшихся, скажем, на реставрацию Кремля, представительские расходы и прочее, разворовывают чиновники. А как боролись с казнокрадством и расточительством Вы, Ваше Величество?

- Я... ежегодно определяла известную, всегда одинаковую сумму на расходы для моего стола, меблировки, театров, конюшни - одним словом, для содержания всего дома... То же самое делается и по другим частям хозяйства. Когда мне доставляют все в точности, в требуемом количестве и качестве, и если никто не жалуется на недостатки, то я довольна, и мне совершенно все равно, если из отпускаемой суммы сколько-нибудь украдут. Для меня важно то, чтобы эта сумма не была превышаема.

- Каковы были результаты Вашего царствования?

- В 1781 г. граф Безбородко предоставил инвентарь моих деяний за 19 лет: оказалось, что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 14, побед одержано 78, отвоевано у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн. Сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн. Число фабрик - с 500 до 2 тысяч.

- Наша страна - одна из крупнейших в мире. И тем не менее всегда было трудно найти толковых министров, не говоря уже о более мелких чиновниках.

- Я никогда не искала и всегда находила под рукою людей, которые мне служили, и большей частью служили хорошо.

- Смогли бы Вы, Ваше Величество, управлять какой-то другой страной?

- Я годна только в России, в других странах уже не найдешь священной природы, все столько же искажено, сколько чопорно... Я должна отдать справедливость своему народу. Это превосходная почва, на которой хорошее семя быстро возрастает... Что бы я ни делала для России, это будет только капля в море, но после меня будут следовать моим началам.

- Сегодня в России в моде гадалки, предсказатели. В газетах печатают гороскопы. А ведь в Ваше время в Россию приезжал известный маг и волшебник Калиостро.

- 11 августа 1787 г. я написала собственноручный указ лифляндскому генерал-губернатору: "Буде известный шарлатан Калиостр в Ригу приедет, то вышлите его за границу с таким предупреждением. Если впредь въедет в Россию, то посажен будет навек в смирительный дом".

- Сегодня в России наблюдается небывалый разгул преступности. Как, по-вашему, нужно бороться с нею?

- Самое надежнейшее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан.

- Как Вы думаете, нужно ли россиянам возвратить частную собственность на землю?

- Не может земледельство процветать там, где никто не имеет ничего собственного.

- Что Вы думаете о будущем русского народа?

- Я решусь сказать, не боясь ошибиться, что он пойдет и что пойдет далеко, очень далеко: достаточно посмотреть на те богатырские шаги, которые им уже сделаны за семьдесят лет, еще такие же семьдесят лет - и мое пророчество подтвердится.

Интервью подготовлено на основе мемуаров Екатерины Великой и других исторических документов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно