Все началось с брейка. Он вторгся в пределы нашей родины вместе с перестройкой и прекратил эпоху диско и "просто танцев". Началась эра профессионалов: конечно, можно было по-прежнему топтаться в кружочке и делить танцы на "быстрый или медляк", но не следовало при этом претендовать на роль "крутого".
Чтобы научиться танцевать брейк, нужно иметь очень специфическое устройство суставов. Столь недоступный танец не мог долго удержаться на пике моды - и был вытеснен более демократичными подергиваниями в стиле "рэп", потом пришла ламбада... Заполонившая на время все клубы и дискотеки музыка "техно" продиктовала сразу несколько танцевальных стилей. И поскольку сменять друг друга все эти прибамбасы просто не успевали, пришлось делить территорию.
Дискотеки, где "танцуется все", сохранились в незначительных количествах. Посещают их в основном подростки до 15 лет, для которых чередование стилей - повод подраться, отстаивая свое. Большинство же клубов достаточно четко определяет и декларирует собственные направления: кислота, техно, латина...
Со временем мы попытаемся рассказать вам обо всех модных ныне танцевально-музыкальных стилях. Начнем с латины.
КРАСИВЫЕ слова "танго", "пасодобль" (правильнее - "пасо добле"), "ча-ча-ча" оставьте бабушкам и профессионалам. Ламбаду тоже можете забыть: она была слишком специфичной, чтобы стать вечной. Приверженцы латинского стиля сейчас танцуют кубинскую румбу, бразильскую самбу, доминиканские меренге и сальсу, кое-где пробивает себе дорогу совершенно неприличная колумбийская кумбья.
Самостоятельному освоению поддается разве что меренге. Как говорил симпатичный доминиканец, взявшийся однажды за мое обучение: "Правой ногой пружинишь, левой - топаешь. Главное - не чокаться коленками, а то все подумают, что я твой жених". Кстати, соблюдение подобного рода условностей - важный момент в стиле латина. Поэтому...
Правило первое: все латинские танцы - парные. Это своего рода любовная игра. А для игры нужен партнер. К тому же некоторые па в танце достаточно сложны или быстры - поэтому без поддержки их исполнение невозможно.
Не бойтесь, что вам придется подпирать стенку: латинские дискотеки просто не приспособлены для этого. Там обязательно есть кресла, диванчики, барная стойка. Так что вы не "скучаете в одиночестве", а отдыхаете. И рано или поздно какой-нибудь улыбчивый кабальеро с широкими плечами и узкими бедрами нарушит ваш покой.
Правило второе: не бойтесь смешения жанров. Мне понадобилось два года любить парагвайца, чтобы научиться на слух отличать меренге от сальсы. А это было важно, поскольку танцуются они по-разному. Самбу от румбы я до сих пор не отличаю, хотя и пережила в свое время бурный роман с бразильцем... На европейских дискотеках все пляшут "просто латину", успешно сочетая движения из меренге и румбы под музыку самбы.
Если же хотите стать профессионалом, то желательно записаться на курсы и хотя бы год потратить на обучение. Если у вас врожденное чувство ритма в сочетании с хорошей пластикой, то можете осваивать стиль латина, просматривая фильм (не сериал!) "Грязные танцы" в покадровом воспроизведении.
Правило третье: латинский танец - это танец бедер. Основной двигательный центр - от талии до колена. Не дергайте плечами, держите спину прямо и не прыгайте. И, кстати, "не чокайтесь коленками". Соприкасаться ногами и бедрами в танце могут только "новиос" (жених и невеста по-испански), - люди, которые вместе пришли, вместе уйдут и вообще еще долго будут вместе.
Правило четвертое: не надо виснуть на партнере! Держите дистанцию. Если вы раньше не были знакомы, то ваши тела вообще не должны соприкасаться. К нежно любимому человеку можешь прижаться бедром, но никогда не касайся его грудью! Чем ближе партнер наклоняется к тебе, тем сильнее ты должна прогнуться назад.
Совершенно неприлично - обнимать партнера за шею обеими руками. Левая рука покоится на плече партнера, правая - чуть отведенная в сторону - в его левой руке. К мужчине совершенно те же требования: нечего хватать вас в охапку. Кстати, положение рук - вообще очень важный момент в народно-дискотечном варианте латинских танцев.
Девушка касается спины партнера не всей ладонью левой руки, а лишь ее ребром или большим пальцем (фото 1а); ее правая рука с его левой рукой сложены ладошка к ладошке (фото 1б) - сигнал окружающим: это не мой парень, он просто пригласил меня потанцевать, и следующий танец может быть вашим.
Правой рукой она держит его за большой палец левой руки (фото 2) - это обращение к партнеру: "Пожалуйста, чуть помедленнее" или вариант кокетства: "Можешь приобнять меня за талию".
Ее ладонь лежит на его плече или спине - "вообще-то он мне нравится".
Она приобнимает его за плечо (фото 3), при этом правая рука может быть опущена вниз - "надеюсь, именно он проводит меня домой".
Локти подняты параллельно полу, ее левая рука повторяет контуры его правой (фото 3) - это поза профессионалов: "Смотрите все! Показываем класс!" И попробуйте только этот класс не показать!
Правило пятое: латина - танец в стиле секси. Вы не обязаны показывать класс, но должны проявлять фантазию: покружиться, потанцевать, прижавшись спиной к партнеру (грудью нельзя, а спиной очень даже можно!), поизвиваться в талии, подразнить, отодвинувшись на значительное расстояние и касаясь парня лишь кончиками пальцев, - в общем, соблазняйте!
Корифеи жанра:
Глория Эстефан, Рики Мартин, Энрике Иглесиас, Сижне Магал, "Дос дель Рио", "Каррапичо", "Банда Бланка".
На русском языке:
Леонид Агутин, Валерий Меладзе, Мурат Насыров (кстати, его "Мальчик хочет в Тамбов" - это вольное переложение на русский язык румбы "Bate forte al tambor" - "Сильно бьет барабан"), "Штар","Блестящие".