Для чего создаются ювелирные украшения? Для того, чтобы "украшать"! Кого? Разумеется, прекрасных дам. Украшения же, о которых пойдет речь сегодня, являются исключением. Их прохладный металл никогда не прикоснется к теплой нежной женской коже. Им уготована иная участь: храниться на бархатной подушке, при определенном температурном режиме, под стеклом, снабженным суперсекретной сигнализацией... Ведь речь идет об украшениях, которые хранятся в Алмазном фонде РФ.
ЮВЕЛИРНОМ цехе Гохрана, где они создаются, работают 6 мастеров. Всего за годы существования цех создал 142 уникальные работы. Через руки мастеров прошло около 15 килограммов драгоценного металла, в основном это платина. Потому что золото идет только под цветные камни, а ювелирный цех Гохрана работает в основном с прозрачными бриллиантами. Самый крупный бриллиант, 36 карат (с грецкий орех), был вставлен в диадему "Русское поле".
На изготовление одного украшения уходит иногда больше года. Прежде чем приступить к работе, художник рисует эскиз, потом по эскизу выполняется латунный макет. И только после этого мастера берутся за драгоценные материалы. Все детали вырезаются, выпиливаются - никакой штамповки. Отходов практически не бывает.
- Многие считают, что мы должны работать в специальной одежде без карманов, без рукавов , - говорит один из мастеров, - и перед уходом домой полностью обнажаться, вычесывать волосы, как это делают, например, на алмазных разработках. Ничего этого нет. Просто ведется строгий учет материалов. Даже те мелкие "опилочки" платины и золота, которые остаются в отходах, тщательно собираются, взвешиваются, сдаются обратно государству. Повсюду камеры постоянного наблюдения. А в цехе сидит контролер. Вес готового изделия приплюсовывается к весу отходов и сверяется с общим весом материалов, потраченных на изделие. Кстати, в нашем цехе нет открывающихся окон - не положены. За весь рабочий день сотрудникам цеха даются только 3 десятиминутных перерыва плюс обед. О каждом выходе за пределы цеха нужно уведомить контролера.
Трудно сделать новое изделие, но еще сложнее отреставрировать старое. Нужно как бы "вжиться" в образ мастера и уметь пользоваться той же технологией, что и он. Когда в 1983-1984 годы реставрировали царские регалии - скипетр, державу, корону Российской империи, перед цехом установили дополнительный контрольный пост. А сами мастера, по их словам, так волновались, что даже по ночам не могли заснуть.
Все, кто побывал на выставке Алмазного фонда, в один голос признают: самое сильное впечатление на них произвела не историческая вещь, а сделанная двадцать девять лет назад роза: вырезанные из платины лепестки и листочки закреплены подвижно. Делали розу двое мастеров, проработавших в Гохране уже 30 лет, с первых дней существования ювелирного цеха. Борис Иванов занимался обработкой платины, проделал в металле около 2 000 отверстий, возле каждого отверстия выпилил по 4 лапки, а Геннадий Алексахин вставил в каждое отверстие по бриллианту и закрепил его. Представляете, какая кропотливая работа? Так что если бы кто-то и взялся за поиски современного Левши, то нашел бы его, пожалуй, в Гохране. Специалисты аукциона Сотби предположили, что в мире найдется всего человека четыре, у которых было бы достаточно денег, чтобы заплатить за розу. Но она (впрочем, как и другие изделия мастеров-ювелиров Гохрана) никогда не продавалась и продаваться не будет.
На сегодняшний день в Гохране нет художника. Прежний, Виктор Владимирович Николаев, проработавший здесь около 40 лет (практически все современные экспонаты Алмазного фонда выполнены по его эскизам), ушел на пенсию. Как ни пытались найти ему замену - даже близкого по классу художника не нашлось. Он - единственный мастер, имеющий личное клеймо, за всю историю Гохрана, а Гохрану в этом году исполняется уже 280 лет.
- Сами мы, - говорят мастера, - ювелирные изделия стараемся не покупать, трудно найти в магазине вещь, которая понравилась бы нам и была хорошего качества. Но, если уж мы выбираем, обязательно посмотрим, чтобы камень, если он есть, сидел ровно, чтобы все лапочки были прижаты. Если это перстень, то следим, чтобы он не цеплялся за ткань. И еще, всем своим знакомым советуем: не стесняйтесь спросить сертификат на изделие, никогда не верьте продавцу на слово. И ни в коем случае не покупайте золото с рук.