В КЛИНСКОМ районе дуют не только пиво. Там дуют еще и стекло. Стеклодувное ремесло вообще является традиционным для здешних краев: еще в прошлом веке князь Меншиков построил под Клином стекольный завод. А современное предприятие по производству новогодних игрушек "Елочка" располагается в старом купеческом доме. Наши корреспонденты посетили "Елочку" аккурат в последних числах декабря, дабы собственными глазами увидеть, как из простого стекла возникают дивной красоты шары, бусы и гирлянды...
КАК признается главный технолог Валентина Трынкина, Новый год на их фабрике считается профессиональным праздником (видимо, за отсутствием в календаре Дня стеклодува). Отмечать его начинают загодя, за неделю до января. К этому сроку все оптовые продажи завершаются, и люди могут расслабиться. Правда, ненадолго. После январских каникул работа возобновляется с новой силой. Несмотря на то что предприятие выпускает сезонную продукцию, востребованную раз в году, подготовка к горячей предновогодней поре идет постоянно. Например, кто из нас знает, что 2002 г. будет годом Черной Лошади? Основную массу народа газеты и журналы известят об этом примечательном факте только в следующем декабре. А вот главный художник "Елочки" Светлана Попова уже сейчас вынуждена думать о черной лошади: она и ее подчиненные придумывают те рисунки, которые будут красоваться на игрушках следующего тысячелетия.
"Конечно, большую часть года мы вынуждены работать на склад, - признается Валентина Трынкина. - Оптовики активизируются только осенью. Хотя, знаете, в этом году у нас закупили большую партию игрушек в апреле... А что, люди сделали хорошее вложение денег. Наверняка сейчас подсчитывают прибыли". На самом деле далеко не все елочные игрушки пользуются спросом у населения - здесь надо тонко чувствовать конъюнктуру, отслеживать тенденции рынка. Например, замечено, что москвичи все меньше интересуются яркими цветами, у них в моду входят полутона, матовые оттенки. Понятно, что эти веяния пришли к нам с Запада, а стало быть, им более подвержены столица и крупные города: периферия все так же отдает предпочтение пестрым "фонарикам", "прожекторам" и прочим фигурным игрушкам. "Ну согласитесь, это красиво, когда елка наряжена шарами одного или двух цветов, - убеждает меня главный технолог. - В этом что-то есть, смотрится со вкусом". А главный инженер "Елочки" с ней не согласен: "Через год-два эта мода пройдет. У нас всегда была тяга к пестрым украшениям. Одинаковые матовые шары - это такой офисный вариант. Новый год - все-таки детский праздник, не надо об этом забывать..."
Жаркое ремесло
В СТЕКЛОДУВНОМ цехе стоит страшный шум - здесь работают десятки газовых горелок. За длинными столами сидит множество женщин. Они вертят в руках отрезки стеклянных трубок: сначала обжигают их на огне, а потом, в какой-то только им ведомый момент, внезапно выдувают из стекла шары. Перед каждой работницей на столе - форма игрушки: если дуть в нее, получится шишечка или сердечко. Что касается шаров, то их выдувают на глазок. Опыт и привычка позволяют обходиться без шаблонов, хотя диаметры елочных шаров строго фиксированы - их всего семь.
Примечательно, что в цехе нет ни одного мужчины. "Да, выходит, что у нас чисто женское предприятие, - рассказали нам. - Раньше среди стеклодувов мужчины были. Все-таки это тяжелый физический труд, легкие должны быть в постоянном напряжении. Но мужчин вряд ли устроит та зарплата, которую платят на фабрике, так что они ищут дело подоходнее. А женщины у нас работают династиями. Матери обучают своих дочерей, и те со школьной скамьи - сразу к нам". Зарплата у стеклодувов - 1,5 тыс. руб. Для области, может быть, и неплохой заработок, но представьте, каково восемь часов ежедневно смотреть на яркое пламя и слушать постоянный шум. Плюс жара. Температура пламени горелки - около 900оС. Летом, говорят, воздух в помещении прогревается до 40оС...
В разрисовочном цехе гораздо спокойнее. Правда, здесь женщинам приходится иметь дело с лаками и ацетоном, что здоровья, согласитесь, тоже не прибавляет. Глядя на ловкие руки, которые без устали выводят кисточками на шарах заснеженные домики, Дедов Морозов и Снегурочек, ловлю себя на мысли: эти женщины, наверное, и весной, и летом - все двенадцать месяцев в году - живут в атмосфере праздника. Обстановка располагает. "Нет, что вы, - разочаровывает меня разрисовщица Валентина. - Наоборот, так привыкаешь к этим новогодним рисункам - снежинкам, Деду Морозу, что потом, когда приходит настоящий Новый год, бывает сложно на него настроиться". Между прочим, благодаря тому, что почти вся работа производится вручную, "Елочка" имеет статус предприятия народных промыслов. Если бы не налоговые льготы, считает руководство, фабрика не выжила бы.
Загадочный лак
В ОТДЕЛЬНОМ цехе расписывают сувенирную продукцию. Эти игрушки уже требуют профессиональных навыков художника: пейзажи на них более красочны, надписи более витиеваты. Кстати, писать по сферической поверхности гораздо сложнее, чем по плоской: не всякий рисунок будет на шарике смотреться.
В коробках лежат присыпки - мелкая пыльца, которая переливается, словно иней на солнце. Закупают ее в Германии - у нас, как выясняется, столь тонкую полистироловую пленку (а из нее и нарезается присыпка) ни одно предприятие не выпускает. "Вообще уникальность нашего производства в том, что никто ничего специально для елочных игрушек не изготавливает, - говорит Трынкина. - Мы сами должны находить сырье в каких-то других отраслях. Лаки, например, берем из мебельной промышленности". Загадочный лак привезли из той же Германии: когда он высыхает, на игрушке остаются красивые разводы. Откуда они берутся, наши специалисты не могут объяснить. Образцы этого лака отправляли даже на экспертизу в химико-технологический НИИ, чтобы там с ним детально разобрались,- ученые в ответ лишь развели руками.
Заканчивается наша экскурсия в демонстрационном зале, где на стеклянных витринах лежат готовые "к употреблению" елочные шары и висят гирлянды. Названия изделий самые разнообразные и порой неожиданные - "Отрада", "Красавица", "Несмеяна", "Шалунья". Почему эта конкретная гирлянда удостоилась прозвища шалуньи, мои собеседники ответить не могут. Оказывается, название игрушкам дают не художники, а отдел сбыта. Получается так. Художник придумал новый рисунок, расписал пробный шар и положил его на витрину. А следом за ним вошел в комнату специалист по маркетингу, увидел изделие и назвал так, как ему захотелось. В пределах здравого смысла, разумеется. Хотя, говорят, появился в производстве набор игрушек с не совсем новогодним названием - "Весенний". А что, с нашей привычкой отмечать праздники до упора вполне даже актуально...