"Пока всё не съешь, из-за стола не выйдешь!" - кричит родитель, при этом выражение лица у него такое, что даже посторонним людям, если они случайно оказываются свидетелями "военных действий", становится не по себе. Что же говорить о бедном ребёнке? Дети с сильным характером бунтуют, робкие страдают тихо, пополняя ряды невротиков, но взаимоотношения в семье в любом случае портятся всерьёз и надолго. Ведь ежедневное насилие не может пройти бесследно для психики ребёнка.
СОВРЕМЕННЫЕ врачи уже на сто процентов уверены, что насильственное кормление вредит здоровью детей. Например, исследования, проводившиеся в США, показали, что дети, которых заставляют есть против их воли, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями работы желудочно-кишечного тракта, не говоря уже о неврозах. Между тем ещё не известно ни одного случая, когда при наличии в доме еды ребёнок умер бы от голода только потому, что никто не заставил его поесть.
Как поясняет кандидат психологических наук Елена Смирнова, науке давно известно, что человеческий организм - система саморегулирующаяся. Есть потребность в пище - возникает чувство голода, нет потребности - нет и голода. Снижение или полное отсутствие аппетита, например, во время болезни, при сильном стрессе, в новой, непривычной обстановке - это естественная реакция, помогающая организму приспосабливаться к разным условиям. Заставлять есть ребёнка в такой ситуации - значит, мешать организму победить болезнь, справиться со стрессом.
- Чтобы прекратить изнуряющую войну за столом, - советует психолог, - родителям необходимо взять свои чувства под контроль разума.
А для этого необходимо прежде всего осознать, что движет ими, когда они требуют, чтобы тарелка супа или каши была съедена любой ценой. Причин может быть множество. Во-первых, в сознании многих людей очень уж живуче представление о том, что сытость, упитанность - эквивалент здоровья. Особенно это касается людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Однако в мирное время гораздо чаще причиной болезней становится избыточный вес. Во-вторых, у нас почему-то принято относиться к ребёнку как к существу неразумному, неспособному понять, что для него хорошо, а что - плохо. А ведь практика показывает, что такой подход явно не оптимален. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не могут дать ребёнку достаточно душевного тепла, ласки, любви, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании. Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как разновидность своеволия, нарушения дисциплины и порядка.
Взрослые, для которых очень важно всегда поступать "как положено", находятся под гнётом стереотипа "ребёнок должен питаться". Им кажется, что если ребёнок не накормлен до отвала, хотя бы и насильно, они недостаточно хорошо выполняют свои родительские обязанности. Тревожные родители переживают из-за того, что им всё время кажется, будто их малыш "слишком худой", "слишком слабый", "слишком часто болеет" и т. д. Стремясь заглушить свою тревогу, они добиваются опустошения тарелки любыми способами, лишь бы создать иллюзию благополучия. Все эти причины могут встречаться как по отдельности, так и в самых разных сочетаниях.
После того как причины стали ясны, настало время в спокойной обстановке обсудить с ребёнком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть то, что вызывает непреодолимое отвращение! Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-то другим. Среди полезных продуктов можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные. Ведь последние исследования учёных свидетельствуют, что пища, съеденная без удовольствия, усваивается очень плохо. Так позвольте своему ребёнку получать удовольствие от еды, а не считать ее тяжкой повинностью.
Нет ничего страшного, утверждает психолог, если маленькому ребёнку во время еды родители читают книжку или рассказывают сказку: многие малыши настолько подвижны, что без этого им трудно усидеть на месте столько времени, сколько им требуется для полноценной трапезы.
И ещё: если родители всегда решают за ребёнка, когда ему поесть, когда поспать, когда потеплее одеться, у него плохо формируется способность самостоятельно осознавать и удовлетворять собственные потребности. Такому человеку впоследствии трудно бывает разобраться, чем он хочет заниматься и что ему нужно для счастья.