Нашему Денису 2 года. Уже сейчас он до того непослушный и упрямый, что просто боюсь подумать, кем он вырастет. Словно нарочно, вместо "да" говорит "нет", далает все наоборот тому, что от него просишь. Из всех наших родственников только бабушка сохраняет спокойствие и отпимизм, говорит - израстется, будет послушным. Может, это, действительно, так?
Маргарита Мухина, г. Владивосток
НА ВОПРОС читательницы мы попросили ответить Ларису Боброву, физиолога, доктора медицинских наук.
- Скорее всего, бабушка права - малыш, действительно, израстется. Я имею в виду физиологическую сторону упрямства.
Известно, что существует функциональная специализация больших полушарий головного мозга. Левое полушарие выполняет функции конкретного, аналитического мышления. Это - центр знаковых абстрактных систем, контроля и таких высших эмоций, как чувство долга, обязанности. Правое полушарие руководит образным, целостным (интегративным) мышлением. Это - центр большинства эмоций типа страха и возбуждения, а также подсознательных процессов.
Конечно, разделение это условно. У большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне "левополушарно ориентированные" люди: математики, программисты и лингвисты. Есть и "правополушарно ориентированные" - музыканты, художники и артисты. Это не правило, исключений, как мы знаем, вполне хватает. Тем не менее условное это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко дается математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим ("правополушарным") труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.
У новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к двум годам - возрасту овладения фразовой речью и появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе.
Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, родители которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, - другими словами, перегружают еще не окрепшее левое полушарие. Торопятся! Жмут!! Интенсифицируют!!! И в то же время забывают - хуже! - игнорируют ведущую эмоциональную активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостном восприятии.
И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить. Но в меру, не перегибая, что называется, палку! Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного "тыканья", бесконечных запретов и морализирования, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольства, обиды, раздражения),- все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Означает это, что левое полушарие приобретает свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственно ускоренным образом.
Ребенок упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно быть таким взрослым, каким его хотят видеть родители! Он подражает им, с радостью осваивает новые умения и навыки. Но он хочет быть самим собой, расти как есть, а не быть каким-то заводным механизмом, запрограммированным на то, чтобы вовремя говорить "здравствуйте", "до свиданья", "спасибо", "пожалуйста". Неестественно для ребенка двух лет, не шелохнувшись, сидеть за столом, делать серьезное лицо и, затаив дыхание, внимать тому, что говорят родители. Неестественно, когда от него требуют: ты не должен прыгать, бегать, шуметь, говорить, когда тебя не спрашивают!
И вот здесь-то мы переходим из области физиологии в область патологии. Когда меня спрашивают обеспокоенные родители школьника, когда же начался невроз у ребенка, в большинстве случаев отвечаю: "В два года..." Именно тогда не были учтены в достаточной мере особенности его темперамента, в отношениях с ним было недостаточно нежности и ласки, открытости и непосредственности, зато много формализма и директивности. В результате затормозилась природная активность правого полушария и увеличилась преждевременная нагрузка на левое. Возник физиологический дисбаланс. Реки потекли вспять: полушария "поменялись" местами, возникли патофизиологические изменения в деятельности головного мозга. Вначале появляется так называемая уравнительная фаза, когда сильные и слабые раздражители начинают действовать на малыша одинаково. Ребенок при этом "не слышит" продолжающегося потока родительских замечаний, требований и угроз, долго копается при одевании, раздевании, еде, чем еще больше выводит из себя нетерпеливых и нервных родителей. Это уже симптом, признак неблагополучия: мы, взрослые, перестарались. Но, к сожалению, далеко не все могут понять это и продолжают увеличивать и увеличивать объем требований "от достигнутого". Тогда срабатывают приходные защитные механизмы. Они, к счастью, есть в нашей психике, только хватает, увы, их ненадолго.
Здесь нужно не читать мораль и тем более не наказывать детей - это чаще всего только усугубляет болезненные расстройства. Взрослым необходимо еще раз пересмотреть свою тактику воспитания, не впадать в амбиции, а обеспокоиться, задуматься и найти в себе силы признать собственные ошибки.