Примерное время чтения: 6 минут
134

Разбор полетов (13.08.2006)

Многим сотрудникам кажется, что самое любимое занятие их начальника - устраивать разносы и ругать подчинённых. На самом же деле, редкий руководитель действительно любит критиковать своих подопечных. Но, к сожалению, время от времени делать это приходится, ведь иначе эффективная работа вверенного вам отдела просто невозможна. А раз без критики всё равно не обойтись, значит, нужно научиться делать это грамотно, так, чтобы ваши слова не обижали подчинённых, а помогали им улучшить свои достижения.

История болезни

ПЕРЕД тем как вызвать подчинённого на ковёр, руководителю стоит проанализировать не только совершённые промахи, но и личность сотрудника, оценить его опыт. Например, психологи считают, что не следует слишком жёстко критиковать новичков. Для того чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку требуется от трёх до шести месяцев. В это время он вряд ли сумеет работать в полную силу, поэтому требовать от него слишком высоких достижений бессмысленно. Конечно, это не значит, что нужно ждать полгода, для того чтобы указать на ошибки новому сотруднику. Просто постарайтесь сделать это как можно мягче и предложите способы исправления недочётов в работе вашего подопечного.

Если в роли проштрафившегося оказался опытный сотрудник, вначале предложите ему высказаться. Возможно, его оправдания действительно заслуживают внимания. Если же уважительных причин, по которым подчинённый не справился с работой, обнаружить не удастся, старайтесь критиковать не самого человека, а совершённые им поступки. Обиженный человек вряд ли будет внимать пожеланиям об исправлении допущенных ошибок. Поэтому подчинённый должен услышать от вас, что это не "он плохой", а "его работа выполнена плохо". Старайтесь реагировать на проступки как можно оперативнее. Ругая сотрудника за ошибку, совершённую месяц назад, вы рискуете столкнуться с непониманием - человеку трудно вспомнить, что именно он тогда делал. Кроме того, у него может сложиться впечатление, будто вы долго искали предлог для того, чтобы устроить разгон.

Бывает, что приходится по многу раз критиковать одного и того же сотрудника за одни и те же ошибки. Если вы столкнулись с таким "рецидивистом", одной лишь критикой не обойтись. Во-первых, проанализируйте собственные указания, возможно, они были недостаточно чёткими, если человек уже в который раз не может понять, чего вы от него хотите. Вас должно насторожить, если повторные разборы полётов приходится устраивать большому количеству сотрудников. Если дело всё-таки в самом работнике, то с такими людьми лучше расставаться без сожаления - они лишь расхолаживают остальных подчинённых, как бы показывая им, что за вашими замечаниями никогда не последует реального наказания.

Защитная реакция

ВЫСКАЗЫВАЯ своё отношение к работе сотрудников, будьте готовы к тому, что некоторые из них довольно бурно реагируют на критику. Одна из самых распространённых женских тактик - расплакаться в ответ на ваши недовольные реплики. Многих руководителей это пугает, и, чтобы не смотреть на то, как подчинённая размазывает по лицу остатки туши, они откладывают неприятный разговор на потом. Специалисты считают, что слёзы - это один из способов манипуляции собеседником. Во-первых, плачущий человек автоматически вызывает жалость к себе, и, вместо того чтобы заставить его исправить собственные ошибки, вы исправляете их сами или поручаете это другим сотрудникам. А во-вторых, увидев, как из вашего кабинета выходит зарёванная подчинённая, остальные ваши подопечные начинают считать вас чуть ли не монстром. Психологи советуют руководителям, оказавшимся в такой ситуации, не прерывать своих критических высказываний. Если в ответ сотрудница начнёт плакать, дайте ей время успокоиться, затем продолжайте. Не останавливайтесь, пока не скажете всего, что считаете необходимым, и в особенности пока не получите от неё обещания исправить ошибку, за которую вы её критиковали. Скорее всего, в следующий раз не в меру эмоциональная дамочка сумеет сдержаться, поняв, что слёзы на вас не действуют.

Ещё один распространённый способ реагировать на критику начальства - высказать в ответ "всё, что накопилось". В итоге, ругая подчинённого за несданный вовремя отчёт, вы можете услышать, что в офисе второй месяц не работает кондиционер, что в столовой недостаточно вкусно кормят, а на парковке не хватает мест для всех сотрудников. Ни в коем случае не оправдывайтесь и не объясняйте причин всех этих "бедствий". Верните беседу в прежнее русло, напомнив, что отчёт никак не связан с ассортиментом столовой. Предложите буяну высказать своё недовольство в письменной форме после того, как будет покончено с отчётом.

Иногда в ответ на критику начальника сотрудник полностью признаёт свою вину и односложно обещает, что "больше такого не повторится". При этом критикуемый чувствует себя довольно комфортно - ему достаточно попросить прощения, и разгон закончен. Если ситуация повторяется неоднократно, попробуйте воздействовать на такого человека не словами, а при помощи штрафов и других взысканий.

Интересно

ОДИН из сотовых операторов Австралии предоставил своим абонентам новый сервис: теперь они могут заранее внести в чёрный список некоторые номера - да хоть все - в своей записной книжке перед наступающим алкогольным опьянением. Так что даже если они захотят по ним позвонить, у них всё равно ничего не получится. Сделано это для того, чтобы подвыпившие клерки не звонили начальству, чтобы высказать всё, что наболело за годы работы. Стоит всё удовольствие 15 центов за номер. Не так уж и дорого за возможность на следующий день с похмелья не извиняться перед шефом за звонок в три часа ночи.

Кстати

РАБОТАЮЩИЕ женщины чрезмерно увлекаются планированием своей жизни. Более 70% женщин вынуждены заранее намечать время (и продолжительность) любовного свидания, втискивая это между деловыми переговорами и "конференцией по вопросам безопасности малого бизнеса". Не секрет, что женщины более организованны, чем мужчины. Но, оказывается, тотальное планирование всего и вся приводит к дополнительным стрессам. Это явление приняло в последнее время столь массовый характер, что появился даже специальный термин - "синдром тотального планирования". Более 80% женщин знают, когда они хотят выйти замуж, сколько детей хотят иметь в браке, как всё это может отразиться на их карьере. Попытки совместить бизнес и личную жизнь приводят к плачевным результатам: очень скоро у женщин появляются все симптомы стресса.

5 советов руководителю

• Не разбирайте ошибки публично.

• Контролируйте свои чувства и эмоции.

• Не переходите на личности, обсуждайте лишь работу подчинённого, а не его самого.

• Не давайте расплывчатых неконкретных указаний, таких как "перестаньте лениться", "будьте креативным", "делайте всё вовремя".

• Почаще давайте понять подчинённому, что ждёте от него хороших результатов. Это повысит его самооценку и заставит работать более эффективно, чтобы оправдать ваши ожидания.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно