Считается, что сотрудник, который просиживает в офисе по 12 часов, работает без перерыва на обед, а в свободное время думает лишь о том, как повысить собственную производительность труда, - мечта любого руководителя. Однако специалисты уверены, что трудоголизм приносит скорее вред, чем пользу, ведь для того, чтобы полноценно работать, человеку нужно полноценно отдыхать. А потому тем, кто привык допоздна засиживаться за компьютером и жертвовать всем ради выполнения поручений начальства, стоит задуматься.
Диагноз - трудоголик
ЕСЛИ вы просто увлечены своей работой, с удовольствием занимаетесь любимым делом и не воспринимаете пребывание в офисе как каторгу, это ещё не значит, что вы - законченный трудоголик. У классических трудоголиков работа - это единственный интерес в жизни, отпуск для них - наказание, а общение с друзьями - бесполезная трата времени. Малейшая неудача на работе воспринимается ими как настоящая трагедия, способная на долгое время испортить настроение и даже спровоцировать депрессию. Психологи считают, что всему виной - неуверенность в себе. Трудоголик думает, что его можно любить лишь за выдающиеся успехи на работе, а сам по себе он недостоин уважения окружающих. Но, к сожалению, такие люди редко пользуются всеобщей любовью - коллег раздражает слишком работоспособный сослуживец, который говорит лишь о делах и не способен поддержать разговор на отвлечённую тему, а на встречи с друзьями и устройство личной жизни просто не хватает времени. В результате трудоголик ещё больше замыкается в себе и находит отдушину лишь в том, что совершенствует свои профессиональные навыки. Выдержать такой напряжённый ритм в течение долгого времени невозможно, человек начинает страдать от переутомления и уже не может выполнять свои обязанности достаточно хорошо. Общее эмоциональное состояние сказывается на результатах работы - увеличивается количество ошибок, нарушаются сроки сдачи отчётов и в итоге любимое прежде дело вызывает лишь раздражение и апатию. Про таких людей часто говорят: "сгорел на работе". Человека, "сгоревшего на работе", можно определить невооружённым глазом. Его выдаёт подавленное настроение и выражение лица, которое абсолютно не свойственно заинтересованному коллеге.
Для того чтобы избежать подобных проблем, стоит изменить своё поведение.
• Специалисты считают, что проблемы начинаются, когда человек перестаёт разграничивать работу и личную жизнь и думает о работе чуть ли не 24 часа в сутки. Для того чтобы с этим справиться, нужно взять за правило трудиться лишь в рабочее время. Не берите незаконченные отчёты на дом и старайтесь не задерживаться в офисе. Даже если часть дел осталась невыполненной, не стоит чувствовать себя виноватой - вы вполне успеете завершить начатое на следующий день. Если же вы поймёте, что в течение рабочего дня переделать все дела просто невозможно, стоит поговорить с начальством о том, чтобы вам выделили помощника.
• Даже если вам кажется, что встреча с друзьями или поход в театр не доставят вам никакого удовольствия, не стоит отказываться от таких предложений. Общению с окружающими нужно учиться так же, как, например, печатанию на компьютере. Со временем дружеские посиделки начнут приносить удовольствие, а заодно и помогут отвлечься от мыслей о работе.
• Постарайтесь не зацикливаться на допущенных промахах. Все совершают ошибки, и ваша промашка - не повод для того, чтобы терзаться чувством вины. Главное достоинство хорошего профессионала не в том, чтобы не совершать ошибки, а в том, чтобы уметь их исправить.
Наука успевать
К СОЖАЛЕНИЮ, "сгореть на работе" может не только законченный трудоголик. Иногда дело вовсе не в том, что человек настолько увлечён своей работой, что жертвует ради неё всем остальным, а в том, что рабочее время спланировано неправильно, и вы не успеваете завершить большую часть дел, хотя ни минуты не сидите на месте. В результате вам приходится задерживаться в офисе, вы нервничаете и допускаете ошибки. Если это ваш случай, вам помогут несколько несложных приёмов.
• Разделите все запланированные дела на важные и не очень. Первые необходимо выполнить обязательно, вторые можно отложить. Иногда определить, которое из дел действительно не терпит отлагательства, довольно сложно, и тогда вы начинаете хвататься за несколько поручений сразу, толком не успевая выполнить ни одного. В этом случае специалисты советуют "выстроить" все дела по принципу пирамиды. В её основании будут находиться самые важные задания. Их, как правило, нетрудно выделить. Следующий ярус вашей пирамиды - дела не такие срочные, но тоже важные. Часто достаточно трудно разобраться, какая работа действительно важна, но может немного подождать. Для преодоления трудностей рекомендуется представить, что дела, отнесённые к этой области, оказались невыполненными. Рухнет ли тогда пирамида? Если да - перемещаем их в основание, нет - оставляем на месте. Ещё один слой составит текущая работа, разговоры по телефону, отправка и составление электронных писем и так далее. В случае экстренной ситуации частью этих дел можно будет пожертвовать.
• Планировать нужно не только рабочее время, но и его потерю. Посторонние телефонные звонки, автомобильные пробки, опоздания клиентов в среднем отнимают около 15% рабочего времени. Эти потери неизбежны, поэтому в вашем графике должно найтись место и для них. В этом случае досадные мелочи не будут раздражать и не нанесут ущерб работе.
• Не забывайте о принципе "закрытых часов", который означает, что для выполнения дел, когда нельзя допустить ошибку, лучше "закрываться" и какое-то время не принимать посетителей и не отвечать на звонки. Пусть это будет всего один час, но важная работа будет выполнена качественно и без ошибок.
Интересно
ШВЕДСКИЕ учёные установили, что стрессовые ситуации на работе провоцируют инфаркт миокарда. Так, у мужчин риск заполучить инфаркт после выполнения срочных заданий в 6 раз выше, чем при работе в более спокойной обстановке. Повышение ответственности также увеличивает риск инфаркта миокарда - в 6 раз у мужчин и в 4 раза у женщин.
Кстати
В ГЕРМАНИИ сотрудникам сети супермаркетов пришлось через суд отстаивать право заводить романы на рабочем месте. Запретить служебный флирт пыталось руководство компании, издавшее специальные правила, в которых было подробно изложено, как себя вести с коллегой противоположного пола. Так называемый "моральный кодекс" сотрудников запрещал "откровенные взгляды и неоднозначные шутки" на работе, а также любые контакты с эротическим подтекстом. Причём встречаться с приглянувшимся сослуживцем не позволялось даже в свободное время. Чтобы правила исполнялись, руководство компании требовало от работников сообщать о перечисленных нарушениях по специальной "горячей линии". Предлагалось также доносить на пьющих или принимающих наркотики коллег. Однако стучать друг на друга работники супермаркетов не захотели и обратились в суд. В ходе слушаний руководство магазинов утверждало, что таким образом пыталось оградить своих работников от сексуальных домогательств. Однако суд это не убедило, и он запретил и "кодекс супермаркета", а заодно и "горячую линию" как противоречащие законам Германии.