Когда я была маленькой, то грезила олимпийской медалью. Три раза в неделю ходила на тренировки, а по воскресеньям дополнительно мучилась на хореографии. И всё ради этой светлой цели. Вечерами, не отрываясь, смотрела по телевизору фигурное катание. И думала: "Я буду так же. В телевизоре. На всю страну. Да что там, весь мир будет на меня смотреть. Обязательно".
НО МЕЧТА не осуществилась. Оказалось, что я поздно пришла в спорт и у меня "нет будущего". Я могла, конечно, заниматься для себя, но я так не хотела. Без стимула было неинтересно. Возможно, сказался детский максимализм. Занятия спортом я бросила. Но теперь уже мои дети пробуют себя в спорте. И мечты о медалях опять не дают покоя.
Главное, чтоб с удовольствием
ОДНАЖДЫ мы с сыном пришли на каток. Было ему тогда пять лет. Взявшись за руки, мы катались по кругу, а рядом в красной форме, в шлеме и щитках на коленках носился маленький хоккеист.
- Вот это да! - восхищённо произнёс сын. - Мама, я хочу в хоккей!
В хоккей так в хоккей.
Купили хоккейную амуницию, получилось - глаз не оторвать. Начались тренировки. Весной и осенью дети в основном занимались в парке общефизической подготовкой. Два раза в неделю были игры на искусственном льду. Начало в 6.30 утра. Двух лет оказалось достаточно, чтобы разобраться: хоккей не для нас. Мой мальчик никогда не был особенно физически развит. И характер у него спокойный. А тут нужны были сила, ловкость и здоровая спортивная агрессия. Нужно не бояться влезать в гущу запутавшихся тел, потому что там, под ними, находится она - шайба! Всё это было не в природе моего ребёнка, поэтому он уставал и грустил. Тогда я подумала: а ради чего это всё? И всё-таки усилия были потрачены не зря: сын отлично катается на коньках. Потом были шахматы, бильярд, плавание, бейсбол...
К сожалению, найти для ребёнка подходящую спортивную секцию можно только методом тыка. Поэтому мы пробовали многое.
Добиться успехов, я уверена, можно только в том деле, которым занимаешься с удовольствием. Когда сам процесс занятий приносит радость.
Ещё нужно знать, что есть дети, которые комфортно чувствуют себя в команде, а есть такие, которым лучше отвечать только за себя. Это и надо учитывать при выборе спортивной секции для ребёнка.
Готовы к трудностям?
"БОЛЬШЕ не пойду на гимнастику, - сказала мне дочь, - ни за что не пойду". Она бросила занятия, но тренер уговорила вернуться. "Такая девочка, такие данные, - вздыхала тренер, - вы не можете уйти!" Всё было неплохо до той поры, пока девочек не стали "тянуть", то есть увеличивать способности мышц и сухожилий растягиваться. Из зала доносились крики и стоны, как из пыточной камеры. Ничего не поделаешь - Школа олимпийского резерва!
Одна из мам попыталась объяснить тренеру, что её ребёнку не столь важны результаты. Они хотят заниматься просто для здоровья. Тренер посоветовала найти для здоровья что-нибудь попроще. Кружок какой-нибудь, например. А здесь спортсменов растят. Ситуация становилась тягостной. Девчонки боялись идти на тренировку. Им всего-то по шесть-семь лет от роду. Мамы и бабушки, вытирая им слёзы, недрогнувшей рукой отправляли малышек назад, в зал. Я не хотела для дочери такого стресса. Мне очень важна её нервная система. Что вообще на земле стоит дочкиных страданий? С гимнастикой мы расстались.
Спорт, конечно, не бывает без трудностей. И надо задать главный вопрос. Насколько ребёнок готов с ними справляться? Насколько он для этого созрел?
Успех возможен
В ДОЧКИНОЙ школе организовали клуб спортивных танцев. И она выразила желание там заниматься. Танцевать - это здорово! Со временем она стала выезжать на соревнования, и тут появились поводы для огорчений. Места, которые занимала моя девочка, были ближе к концу списка, в лучшем случае - серединка.
Есть виды спорта, например лёгкая атлетика, где преимущества очевидны: пробежал быстрее, прыгнул дальше. Всем ясно, кто сделал это лучше. А есть такие, как фигурное катание, гимнастика, спортивные танцы, где многое зависит от субъективного мнения судей. Детям подобное судейство трудно объяснить. Мне очень не хотелось, чтобы дочка привыкала к своей "серединке". У человека должен быть опыт побед. Тогда жизнь становится другой. Ты стоишь на первой ступеньке пьедестала, на шее медаль, все видят: сегодня ты лучший.
Мы решили, что и дома будем тренироваться каждый день. Разбирали ошибки, неточности. Работали над техникой. Я была требовательным и строгим судьёй. И вот - её первая медаль. Она бежала ко мне, вытаращив глаза, и твердила: "Я не могу поверить! Я не могу поверить! У меня даже коленки дрожат". А подружки по команде обнимали её и поздравляли. Триумф! Такие минуты бесценны. Ради них стоит потрудиться.
Сейчас мы продолжаем заниматься танцами. Стало очевидно, что растить спортсмена - нелёгкая задача. Требуется много времени, денег и душевных сил. Я опять мечтаю об олимпийской медали. Для доченьки.
...И всё-таки спорт - великая сила. Это отличная возможность закалить характер, выработать бойцовский дух и научиться преодолевать трудности. И если из ребёнка не получится великого спортсмена - ничего страшного. Спортивные качества пригодятся ему в жизни. Так что ничего не бывает зря.
Интересно
ПСИХОЛОГИ установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. Поэтому, если вы проследите за тем, чтобы ваш ребёнок правильно распределил время для выполнения домашнего задания, материал будет усваиваться лучше.
После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов. Если ребёнок учится во вторую смену, то выполнение домашнего задания переносится на следующий день, на 9 часов утра.
Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, радио и магнитофон. Они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не даёт сконцентрироваться поиск линейки, тетради, карандаша.
Дети обязательно должны гулять. Хотя бы полтора-два часа.
Кажется, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться. Получается, что кружки и секции помогают лучше отдохнуть от занятий, развивают умственно и физически.