К редким пациенткам, передвигающимся на инвалидных колясках, врачи в женских консультациях относятся без энтузиазма. Ведь свое дитя особенная мать чаще всего рожает без мужа - то ли как последнее утешение в нелегкой судьбе, то ли попросту не успев сделать аборт. Светлое будущее такому ребенку предсказать сложно. Но случай минчанки Елены Новицкой был особым - абсолютно здоровый мальчишка родился при столь трепетной папиной поддержке, что даже видавшим виды медикам пришлось сменить скепсис на уважение.
Саша
Александр Демидов и Лена Новицкая не виделись четыре года. Когда-то, еще в Лениной жизни "до травмы", встречались, неплохо проводили время, потом знакомство прервалось. Лена и не знала, что у ее приятеля есть вторая, тайная жизнь: краденые машины, шальные деньги, вера в собственную безнаказанность. Узнала обо всем, когда Саша стал писать ей из тюрьмы. Отвечала аккуратно, но и подумать не могла, куда заведет переписка.
Из тюрьмы Александр вышел совершенно другим человеком. Старые приятели думали - парень свихнулся, он же считал: вернулся к жизни. А однажды случайный знакомый сказал ему: Лена уже несколько лет - инвалид, после травмы позвоночника передвигается на коляске.
Шел в гости, думая, что исполняет долг милосердия. Как воображают себе инвалидов: люди, враз лишившиеся всех возможностей, живущие в постоянной кручине и перебивающиеся с хлеба на воду за мизерную пенсию. И удивился, увидев не "несчастного инвалида", а молодую женщину, которая разговаривала уверенно, шутила, вспоминая прошлое. Да еще и занималась... спортивными танцами. Разумеется, на колясках: есть такое направление в инваспорте, когда на паркет выходят здоровый партнер и колясочник и вместе танцуют ту же программу, что и на обычных танцевальных чемпионатах.
"Визит вежливости" превращался в нечто большее. С этой взрослой, эрудированной, уважающей себя женщиной общаться было даже интереснее, чем с прежней студенткой техникума. И вскоре Саша решил: Лена должна стать его женой. Пока ухаживал - почти год, порой посещали сомнения, да и знакомые отговаривали от странного, с их точки зрения, брака. Но Александр уверен: ему этот брак был нужен даже больше, чем Лене.
Лена
Повредив позвоночник, она долго думала, что инвалидная коляска - это временно. Отец, надеясь поставить дочку на ноги, читал горы специальной литературы, мастерил хитроумные домашние приспособления, то и дело подсовывал Лене новые комплексы упражнений. Но усилия были напрасны.
Однажды, когда Лена лежала с такими же "поломанными" в больнице, к ней подошла женщина с диким, на первый взгляд, предложением: не хочешь ли пойти учиться танцевать? Первая мысль была - издевается. Оказалось, предложение серьезное.
Тренировочная база в пригороде, при Фонде помощи спортсменам-инвалидам, ее поразила. Коттеджи, оборудованные так, что колясочник мог обходиться абсолютно без посторонней помощи, огромный спортзал, русская баня, приспособленная для людей с ограниченными возможностями.
Оказалось, к танцам у Елены талант, и со спортивным упорством все в порядке. Визит старого приятеля поначалу даже не особо впечатлил: больше волновал предстоящий чемпионат мира в Осло. Вскоре она привезла оттуда бронзовую медаль.
Настойчивый знакомый приходил снова и снова, побывал на тренировках, познакомился с тренером и товарищами по команде. Кстати, одна семейная пара - колясочница и муж "при ногах" - в команде уже была. Правда, Елена Серкульская и Владимир Зяблов - партнеры и в танцах, а с Леной Новицкой Александра общее увлечение не связывало. Но когда Александр Демидов сделал предложение, Лена поверила, что и их семья может стать прочной. Особенно, если родится ребенок. Она уже знала, что за границей инвалидная коляска - не препятствие для будущих матерей, и Саша с энтузиазмом поддерживал ее мечты о ребенке.
Семья
На консультацию генетика будущие родители шли с недоумением. При чем здесь вообще гены, ведь травма Лены - не наследственная? Но суровая дама в белом халате считала иначе. "Станет большим живот - как ваш позвоночник выдержит? И руками потом пошевелить не сможете. И вы, папа, что думаете - один ребенка на ноги поставите? Даже если родится здоровый, в чем я очень сомневаюсь". Написала заключение: "Рекомендовано прерывание беременности" - и резюмировала: пусть последнее слово будет за невропатологом. Тот отреагировал, как и следовало: "Не возражаю ли я против родов? Дикий вопрос! Конечно, нет".
Саша с Леной считают - последнее слово было все-таки за ними. Раз Бог позволил зачать дитя - позволит и выносить, и с врачами договориться. И действительно, беременность прошла лучше, чем у многих обычных женщин, - на сохранении Лена не лежала ни разу.
После родов Лена нуждалась в особом уходе, и необычной семье выделили отдельную палату, в которой поселился и Саша. Он считает, что ему повезло гораздо ближе многих мужчин прикоснуться к тайне рождения. Одно дело - героически поддержать жену во время родов, и другое - пожить в нормальной государственной больничке, заменяя сиделку.
Конечно, и к сыну, за которым ухаживал с первых дней, у отца отношение особое. Пеленать ребенка папа научился быстрее мамы, еще в больнице. Теперь дневные родительские заботы делят поровну, а ночные дежурства Александр в основном берет на себя.
А в остальном их семья вполне обычная. Муж зарабатывает, жена смотрит за домом - совсем как у прадедов. "Все почему-то думают, раз Лена на коляске, то я за ней постоянно ухаживаю, - рассказывает глава семейства. - На самом деле, пока не было ребенка, я вообще не знал, что такое домашние дела, - ухаживала за мною она. Мне приходилось разве что помогать ей на прогулках и делать покупки - но тут проблема уже не в ней, а в нашей архитектуре".
Команда
Когда родился Тимофей, товарищи Лены по команде вместе с выпускниками очередных реабилитационных курсов для "спинальников" отмечали Новый год на тренировочной базе.
"У Леночки Новицкой родился мальчик, здоровый, вес два семьсот", - вбежал с радостной вестью тренер Валерий Коломиец. "Ура!" - закричал народ на колясках и без. "Девчонки, берите пример, рожайте все!" - сделал вроде бы далекое от спорта предложение тренер. Снова буря оваций.
Спорт спортом, но Фонд помощи спортсменам-инвалидам задуман как объединение, возвращающее колясочников к полноценной жизни в обществе. А если женщина на коляске решается рожать - значит, действительно чувствует себя равной здоровым.
Впрочем, и спорт для Елены не закрыт, ведь в спортивных танцах на инвалидных колясках нет ограничений по возрасту. Подрастет Тимофей - и можно приступать к новым тренировкам. Супруг не возражает: Саша согласен, что их семейному союзу танцы очень помогли.