Мой сын, ученик девятого класса, совсем не гуляет - не успевает. То конспект по истории, то по географии. То письменно отвечает на вопросы по литературе. Но это же устные предметы. Кроме того, он делает письменные задания по русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии. Ежедневно по шесть уроков в школе, и еще 6-7 часов дома. А потом удивляемся, откуда берутся больные подростки. И помнится, что рабочий день до 18 лет не должен превышать шести часов. А ведь учеба - та же работа. Вот и хочется узнать, существуют ли какие-то нормы объема домашних заданий?
Л. В. Теплова, г. Нижний Новгород
НОРМЫ, конечно же, существуют. Их можно найти в пункте 2.9.19 Санитарных правил 2.4.2.782-99, которыми регулируются гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса. Там записано, что "домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, 5-6-м - до 2,5 ч, 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч".
Понятно, что даже эти санитарные лимиты плохо согласуются с законодательством, регламентирующим труд несовершеннолетних. Но и они в школьной практике часто не соблюдаются. В результате реальное время, которое ребенку надо потратить на домашнюю работу, увеличивается примерно в полтора раза, а то и больше. Это особенно характерно для школ с различными "углублениями".
Бороться с этими нарушениями учебного режима сложно. Школьная администрация если и обращает на них внимание, то в последнюю очередь. Но самое печальное, что и у родителей по поводу домашних заданий нет солидарной позиции. Многие из них считают, что чем больше задают детям, тем лучше. Пусть, мол, лучше уроки делают, чем по улицам болтаются или компьютер гоняют. Таких родителей в классе бывает от трети до половины, а то и больше. Это и позволяет учителям перегружать детей домашними заданиями.