Новый учитель математики моего внука в классе на уроке только что по "фене не ботает". Во всяком случае, фразы типа: "Долго врубаетесь", "Пипл, пора на перемену выруливать", "Шуршим шустрее", "Неужто еще не въехал" или "Звонок-то уже звонял" сыпятся из него не переставая. Неужели у педагогов теперь так принято? И позволительно ли им издеваться над русским языком при детях?
И. Д. Дражинская, г. Новосибирск
КОНЕЧНО, учитель сам не должен разрушать языковые нормы в погоне за большей экспрессивностью речи. Но это вполне уместно в случаях, когда элементы жаргона лишь оттеняют безупречное владение педагога русским языком и его общую речевую культуру. Если учитель произносит нечто подобное, чтобы выразить свое ироническое отношение к подобной лексике и таким способом воздействовать на формирование подлинной культуры речи учеников, то это, может быть, и правильно.
В принципе учитель просто обязан знать молодежный жаргон и хорошо владеть им. Это нужно, чтобы аудитория, для которой такая речь обыденна и привычна, начала слушать и стала бы слышать. Потом уже можно начать комически утрировать такие "образцы", постепенно возвращая школьников в лоно утраченных ими языковых ценностей и подлинного самосознания.
Если педагог сам способен пародийно "вкрутую ботать по фене", снисходительно посмеиваясь над ее вывертами, то можно говорить о том, что он осуществляет так называемую риторическую стратегию борьбы с засорением языка. Методом "уступки" аудитории он формирует у нее для начала насмешливое, а затем и неприязненное отношение к жаргонизмам. В некоторых педвузах этому уже учат на специальных семинарах: "Педагогическая риторика" или "Речевое мастерство учителя".