Моя дочь в раннем детстве ужасно боялась людей. И даже близким родственникам не шла на руки и начинала плакать. По ночам она сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колесиках взад-вперед. А еще ей снились кошмары. И тогда она вдруг закатывалась плачем и кричала без остановки минут пять, не слыша обращенных к ней слов и никого вокруг не замечая, хотя глаза ее были широко распахнуты... Я только диву давалась: откуда эти странности?
Это вовсе не каприз
ПОКА не прочитала в одной умной книжке про так называемый детский госпитализм, мне даже не приходило в голову связать это с тем, что дочка несколько недель после рождения находилась в больнице без меня.
Странности ребенка, побывавшего в раннем возрасте в больнице, вовсе не капризы. Ведь даже крохотному, еще, казалось бы, ничего не понимающему созданию необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь, которую даже самая опытная и доброжелательная медсестра не может испытывать к чужому ребенку. Не потому, что она плохая, а потому, что она не его мать. И эта любовь нужна малышу не меньше, чем молоко и сухие пеленки. Нехватку эмоциональных контактов он пытается компенсировать разными доступными средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример - упорное раскачивание. Страх общения, ночные кошмары тоже могут быть следствием психотравмы.
Не надо его "перевоспитывать": торопиться отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт с взрослыми и гораздо дольше, чем обычным детям.
Если же мама излишне рациональная и не склонна выражать свои чувства, болезненные симптомы у ребенка усугубятся. И годам к четырем он может начать заикаться. Или мочиться в постель. Или молчать с чужими, производя впечатление немого.
Для детей постарше отрыв от матери обычно не играет столь роковой роли, однако хорошего в нем тоже ничего нет. Так что если у вас есть возможность полежать в больнице вместе с ребенком, не упускайте ее. Не тешьте себя мыслью, что достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего по вечерам, когда стихает дневная суета и ребенка одолевают грустные мысли. Хорошо еще, если медсестра, услышав всхлипы, подойдет и погладит его по голове. А если, набегавшись за день, она раздраженно прикрикнет: "Да перестань ты реветь! Сколько можно?"
И получается, что в самый критический момент, когда малышу особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или... виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.
Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ. Причем ребята далеко не всегда в этом признаются. Потому что боятся лишний раз упомянуть про страшное или из гордости.
Не забывайте и о том, что лет в пять-шесть дети обычно начинают задумываться о смерти, бояться ее. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. А тут они тем более обоснованны! Особенно если ребенку предстоит операция.
Чтобы ребенок "оттаял"
ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ, безэмоциональность - верные признаки того, что ребенок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если ребенок не поддерживает попытки вступить с ним в контакт. В привычной обстановке он мало-помалу оттает, и тогда можно поиграть с ним в игры, помогающие преодолеть страхи. Например, предложите сюжет про щенка-потеряшку. Но только фиксируйтесь не на ЗЛОключениях, а на ПРИключениях, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина.
Затрагивать же в игре больничную тему следует очень осторожно, и только если ребенок не будет этому противиться. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем и вашим ребенком. Для начала пусть больным будет зверек или кукла. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную. Пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребенок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.
Развитие "доброй линии" в игре очень важно, потому что, настрадавшись, ребенок может ожесточиться. Многие дети начинают вести себя агрессивно, хотя до попадания в больницу за ними ничего подобного не замечалось. Разумеется, не следует позволять ребенку хамить и драться, но особенно заострять внимание на его выходках, по-моему, не стоит. Если он набрался в больнице нецензурной лексики (обычно эта участь постигает дошкольников), то в культурных семьях, как правило, бывает достаточно объяснить ребенку, что приличные люди так не разговаривают. Агрессивность же сама собой сойдет на нет, когда ребенок обретет душевное равновесие.
Что хорошего в больнице?
КОГДА ЖЕ ваши дети совсем "оттают", можно попробовать сделать главным героем игры не взрослого, а ребенка. И фиксироваться не столько на сострадании, сколько... на положительных моментах пребывания в больнице. Ведь больному приносят всякие вкусности - раз. Дарят подарки - два. Выполняют его желания - три. А еще (особенно это действует на мальчишек 6-10 лет)... еще друзья уважают человека, который перенес операцию. Его считают смелым, выносливым, завидуют его умению стойко выносить боль. Короче, настоящим мужчиной!
Дома выписанного из больницы ребенка ждут потрясающие сюрпризы. Когда в саду или школе детям делают прививки и все в ужасе кричат и брыкаются, только "главный герой", привыкший в больнице к уколам, ведет себя достойно.