Если московским школьникам единый экзамен пока не грозит (см. "Семейный совет" N 8 за 2001 г."К единому экзамену без репетитора?" ), то для 11-классников из Республик Мордовии, Марий Эл, Чувашии и Якутии в мае он станет реальностью.
Во что выльется этот эксперимент? Не отменит ли бесплатное образование? Создаст ли более благоприятные условия для того, чтобы деревенские Ломоносовы дошли до лучших вузов страны?
Для обсуждения этих вопросов за нашим "круглым столом" собрались и противники, и сторонники законопроекта.
После школы выпускник, сдав единое тестирование, получает на руки осударственное именное финансовое обязательство (ГИФО). Каждое ГИФО будет иметь свою стоимость - смотря сколько баллов наберешь.
По результатам тестирования ученики получат сертификаты (или ваучеры): А+ (если школьник сдал предмет на "5" да еще побеждал на российских и международных олимпиадах), А (просто "5"), Б ("4"), В ("3") и Г (ниже "3"). Сертификат А+ даст право бесплатно учиться в любом вузе страны. А вот обладателям остальных ваучеров (коих, скорее всего, будет большинство) за учебу придется доплачивать.
Доплата будет зависеть от вашего ГИФО и стоимости обучения в конкретном вузе. Ясно, что в престижных вузах сумма доплаты будет сильно "кусаться". Сейчас год учебы в МГИМО тянет на 5000-7000 долларов, в Академии народного хозяйства - на 2500-4400, в МГУ - на 1500-2500 и т. д. Обладателям сертификата А выделят примерно 17500 рублей за год учебы, что по курсу равно 625 долларам. Обладателям сертификата Б - 12500 рублей (445 долларов), В - 7000 рублей (250 долларов). Сертификата Г - ни гроша...
Кроме того, за получение престижной специальности доплачивать придется больше. К тому же учеба на дневном отделении будет дороже, чем на вечернем или заочном.
НАДЕЖДА Ильяз, учитель биологии средней школы г. Москвы:
"Я против единого экзамена. Думаю, он даст преимущества детям богатых родителей, а ребята из малоимущих семей останутся за бортом вузов. К таким относится и моя дочь. Ее средний балл "4". Значит, по ГИФО она не получит полностью оплаченную учебу.
В прошлом году из-за большого конкурса на бесплатные места дочь не попала в институт и пошла в училище. Потом мы узнали, что гарантированно в этот вуз поступали те, кто отучился на подготовительных курсах. Стоили курсы 14 тыс. рублей. Но у меня таких денег нет.
Я хочу, чтобы моя дочь так же, как и я, имела право на бесплатное высшее образование. Если нам это никто не гарантирует, о какой тогда доступности образования можно говорить?"
Ирина Хакамада, вице-спикер Государственной думы РФ:
"Доступность, к вашему сведению, означает равный доступ к высшему образованию. Но это не абсолютная гарантия, что его может получить каждый, даже если он вообще ничего не знает!
Разве нынешняя доступность не создает препятствий для получения образования? Сейчас сдают два экзамена - выпускной и вступительный в вузы. Что, вузы не доверяют школам? Чтоб сдать один и тот же предмет в разные институты, нужно готовиться по разным программам, так как везде разные требования. Что это, как не дополнительный барьер?
На мой взгляд, у реформы масса "плюсов". Во-первых, будет истреблено взяточничество при поступлении в вузы, которое приобрело у нас невиданный размах. Во-вторых, отпадет необходимость в репетиторстве, которое высасывает из родительского кошелька огромные средства. В-третьих, детям не придется ехать за тридевять земель поступать. Кстати, билет из Сибири в Москву стоит до 7 тыс. рублей. Благодаря тестированию можно будет отправить свои результаты сразу в несколько вузов".
Александр Бузгарин, преподаватель МГУ, доктор экономических наук:
"Чтобы поднять нашу полуразрушенную экономику, нужны миллионы специалистов. А реформа подразумевает, что получить высшее образование смогут дети только из богатых семей. Нужно нивелировать социальные различия. Абитуриент не должен зависеть от того, богаты или бедны его родители. Надо полностью оплачивать учебу способным студентам из нуждающихся семей!"
Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по науке и образованию Госдумы РФ:
"Готов спорить, что при ГИФО репетиторство зацветет еще более пышным цветом. Только готовить будут не к поступлению в вуз, а к этому самому единому экзамену. Таким образом, неравенство возможностей будет закладываться на более ранней стадии.
Да, приятно, наверно, сдать единый экзамен у себя дома, где-нибудь под Архангельском. Но смешно думать, что местный рыбак сможет сегодня отправить своего ребенка с "обозом" в Москву. Большинство людей едва сводит концы с концами и мало кто сможет позволить себе содержать студента в дорогой Москве...
Вообще многое неясно. Что будет с творческими вузами? Как на основе госэкзамена будут принимать и в кулинарный техникум, и в консерваторию? Что будет с нынешними льготниками? С тестами по гуманитарным экзаменам? Мы готовы обсуждать эти вопросы, идти на компромиссы, но не за счет тех, кто нуждается в бесплатном образовании".
Татьяна Крючко, директор Центра образовательной политики Высшей школы экономики:
"Сообщаю вам, что в творческих вузах экзамены останутся прежними. Для льготников бесплатное образование сохраняется. Что касается индексации, ГИФО будет пересматриваться ежегодно".
Сергей Иванов, учитель из Магнитогорска:
"Единый экзамен, на мой взгляд, - это очередная уловка, с помощью которой пытаются резко сократить финансирование образования. За последние годы мы не впервые сталкиваемся с попытками радикально изменить роль государства в образовании. По-моему, вместо спорных реформ надо выделять на школу больше денег".
Т. Крючко:
"Я делаю экономические расчеты для единого экзамена. Если сейчас государство тратит на одного студента в среднем 7,5 тысячи рублей в год, то с ГИФО эта цифра вырастет до 15 тыс. рублей. Одним только владельцам сертификатов А+ государство предоставит 150 тыс. рублей на весь период учебы".
О. Смолин:
"Думаю, правительство, прикрываясь этими якобы баснословными цифрами, хочет сократить бесплатные места. У меня есть проекты документов, где четко об этом сказано. Если сейчас бесплатников - две трети от всех студентов, то скоро останется одна треть. Зато планируется увеличить число студентов, частично оплачивающих учебу.
Вообще стиль принятия исполнительной властью важнейших документов по реформе образования в последние месяцы вызывает большую тревогу. Заседания правительства проходят в обстановке, близкой к секретности. Откуда эта боязнь? От нежелания выслушивать возможные возражения? Если правительство и дальше будет настаивать на реформах, нацеленных на сокращение бесплатного образования, наш Комитет выступит с инициативой проведения национального референдума...".