КРАСНОКОЖИМ Северной Америки уже не грозит исчезновение, но теперь на смену борьбе за физическое выживание пришла борьба за выживание культурное. Нет-нет, теперь уже никто не запрещает индейцам говорить на родном языке или носить длинные волосы. Однако индейская гордость сильно уязвлена давно устоявшейся модой бледнолицей Америки использовать индейские названия в корыстных коммерческих целях. Еще в XIX веке появились "настоящие индейские" эликсиры, табаки, сигары и даже тушенка, носящие названия племен и имена великих вождей.
Наверняка всем известны автомобили "Понтиак" и "Чероки". Первый носит имя выдающегося вождя племени оттава (вспомните, кстати, как называется столица Канады - это тоже не совпадение). Второй взял имя одного из племен, самым известным представителем которого был Секвойя, изобретатель индейской письменности (его именем названо дерево).
Но, пожалуй, наибольших успехов в подобном творчестве достигла армия - чуть ли не все названия племен были перенесены на борты самолетов-вертолетов: "Семинол", "Ирокез", "Апач" и, конечно, крылатая ракета "Томагавк".
С армией, конечно, шутки плохи, но лиха беда начало. Индейцы уже добились запрета на выпуск сигарет "Дакота" (тоже название племени) и пива "Бешеный Конь" (так звали великого вождя). (Интересно, доберутся ли до других "Бешеных Коней" - рок-группы и знаменитого парижского ночного клуба?)
Развернулась борьба против спортивных клубов, также использующих индейские имена и символику. Взять хотя бы "Черных Ястребов из Чикаго" или "Краснокожих из Вашингтона".
И это далеко не все. Представители племени сиу через Интернет заявили на весь мир о начале войны: "...растущая эксплуатация нашей духовной традиции требует от нас безотлагательных действий по защите нашей драгоценной духовности от дальнейшего осквернения и оскорбления; мы отныне и впредь объявляем войну всем лицам, упорствующим в эксплуатации, злоупотреблении и искажении священной традиции и духовной практики нашего народа...".
Интересно, какова была бы реакция индейцев на популярные еще недавно у нас навязчивые рекламные ролики с жизнерадостным юношей "Вождем Сухое Тело" или с носатым алкоголиком "Белым Орлом"?