Он однозначно пассионарий. Но пассионарий верующий. Поэтому, скорее всего, ему и удается выходить сухим из воды. В прямом смысле. И не только из воды. Кроме трех кругосветных путешествий на яхте, он покорил все высочайшие вершины мира на всех континентах и совершил много других подвигов. А сегодня мечтает переплыть Атлантический океан на веслах...
На веслах через Атлантику - давняя мечта Федора. В его жизни уже было нечто подобное: в 15 лет он "перегреб" Азовское море на рыбацкой лодке. Нынешнее путешествие (намечено на октябрь 2002 - февраль 2003 года) будет намного труднее. Маршрут в точности повторяет исторический путь Христофора Колумба из Европы в Америку: от острова Тенерифе до Барбадоса. Протяженность - 2500 морских миль (4600 км). Если учесть, что один гребок на лодке, которую построят в Англии (у нас таких специалистов нет), дает продвижение в три метра, надо будет сделать полтора миллиона гребков (!).
После пресс-конференции, когда мы отошли в уголок, Федор по этому поводу даже байку рассказал. Приходит один человек к богачу и говорит: "Дай мне миллион!" Тот отвечает: "Дам, но напиши эти слова столько же раз". С тех пор многие брались, но никто не может написать эти слова миллион раз. Или с ума сходят или отказываются.
- А мне надо будет и с ума не сойти, и больше миллиона гребков сделать, - сказал Федор. И с лукавинкой добавил: "Правда, в океане идти легче, чем деньги просить..."
В этом весь Конюхов. Он не стесняется признаться, что готов на любые унижения, готов постучаться в 100 дверей, чтобы добиться финансирования своих проектов.
- Зато я буду в лодке, надо мной будет небо, а ночью - близкие и далекие звезды, подо мной - глубина океана, рыбы, - говорит он.
Как-то лидер всемирной парусной гонки сказал, что чем меньше он находится в океане, тем меньшему риску подвергается. Для Федора это смешно: он идет в море не ради того, чтобы быть первым.
- Я никогда не думаю о конкуренции. Мне не нравится соревноваться, я просто делаю то, что мне интересно.
- Что ты берешь с собой в дорогу, кроме снаряжения?
- У меня, как всегда, моя Библия, Евангелие, иконки Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя... Я православный человек.
Можно как угодно к этому относиться, но Всевышний Федора не забывает. Когда его яхту перевернуло во время шторма, он оказался внутри, отрезанным от мира. Уповать можно было только на Бога. И Федор молился, пока не свершилось чудо: лодка вернулась в прежнее положение. А в Антарктиде, как он говорит, ему помог Тимофей - друг апостола Павла. Он явился в критический момент, когда путник замерзал на пути к полюсу. Согрел ему ноги и помог уснуть.
О том, как даются Конюхову эти путешествия, знает только жена и верный друг путешественника - Ирина.
- За все в этом мире нужно платить. За роскошь увидеть оба полюса Земли - тоже... Я тщетно пыталась согреть больного гриппом Федора, надевая в постели на него теплую шапку и шерстяную одежду, укутывая его одеялами. Горячий чай казался холоднее его лба, но он стонал от озноба - он снова был в Антарктиде. Она от макушки до пяток забирала его энергию, она ломала ледяным ветром его кости и спину... Тогда я сделала для себя открытие. Дух Федора сильнее его тела. Оно подвергается испытаниям, которые невозможны для него, но дух подавляет капризы телесной оболочки... Когда тело возвращается в обычную человеческую среду, а дух отдыхает, оно мстит за лишения и демонстрирует те обиды, что были ему нанесены со столь суровой беспощадностью.
Чтобы стать путешественником, надо любить Землю, планету нашу. Конечно, надо и закаляться, жить по-спартански. Посмотрите на мои экспедиции. Чтобы пойти вокруг света первый раз, я 19 лет занимался парусным спортом. Чтобы подняться на Эверест, занимался 9 лет. Чтобы дойти до Северного полюса, занимался 30 лет.
Когда ко мне приходят молодые парни и говорят: "Я хочу быть путешественником, как ты", я отвечаю: "Давай, будь! Я планирую сплавиться по Амазонке через 5 лет". - "Ну, тогда я и приду через 5 лет", - и уходят. Так путешественником не станешь...
Откровения путешественника N 1
ПОЖЕЛАНИЕ. Я хочу, чтобы Россия участвовала в борьбе за Кубок Жюля Верна - за 80 дней вокруг света. Франция, Новая Зеландия уже участвуют, пора и нам включиться.
БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ. "До путешествия на веслах еще год, но я не сижу сложа руки. В марте пойду на верблюдах по Великому шелковому пути. Из Калмыкии через Китай в Иран. Пока лодка "Уралан" строится, я буду находиться в песках".
САМЫЙ БОЛЬШОЙ НЕДОСТАТОК. "Я часто покидаю своих друзей, близких, ухожу в океан - там легче. Им здесь - сложней..."
МОЙ ВРАГ. "Это время. Я все время боюсь не успеть. Если бы было возможно вернуться назад, я бы делал то же самое, только чуть-чуть быстрее".
О ЛЮБВИ К ЖЕНЕ ИРИНУШКЕ. "У меня сильное ощущение, что хотя ты не присутствуешь здесь физически, я чувствую тебя в воздухе. И чувствую тебя еще ближе, чем там на земле. Ты присутствуешь в песнях парусов".
МЕЧТЫ. "Хотел бы облететь Землю, но не на космическом корабле, а на воздушном шаре. Сейчас ведутся переговоры, и, надеюсь, в течении трех-пяти лет мне это удастся сделать".
ПОМОЩНИКИ. "Мне многие помогают. Мой сын Оскар - мой менеджер. Есть еще дочь Танечка, она юрист. Меня часто спрашивают, как относится к моим путешествиям жена Иринушка: одобряет или нет? Она молчит, потому что знает, что если не будет одобрять, все равно я пойду. Но только я буду в плохом настроении..."
ОТКРОВЕНИЕ. "С самого детства я иду своей собственной тропой, не зная, и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знаю только одно: это моя дорога".
Во мне борются обычное представление о союзе мужчины и женщины, когда каждые утро и вечер хочется дышать присутствием Любимого, и преклонение перед романтикой Его странствий.
Перед каждым Его уходом Он щедро одаривает меня своей любовью, И воспоминаний об этой любви хватает Ровно на столько, сколько Он в странствии.
Когда кажется, что силы ожидать Его иссякают, Он появляется снова и залечивает мои душевные раны. Этот круговорот Любви и Страданий и есть наша Жизнь....
Ирина КОНЮХОВА