Примерное время чтения: 8 минут
150

Критическая точка российского образования

Какими вырастут наши дети - во многом зависит от учителей, с которыми сведет их судьба. А квалификация этих учителей, их умение работать с детьми - от педагогического вуза. Можно ли сейчас рассчитывать на хорошую подготовку преподавателей? Об этом мы беседуем с ректором Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, доктором филологических наук, академиком РАО Юрием КРУГЛОВЫМ.

- Юрий Георгиевич, много ли сейчас претендентов на звание учителя, есть ли конкурс в педагогический университет?

- Да, и не маленький. Например, в этом году, чтобы поступить на логопедию на вечернее отделение, нужно было получить все пятерки. В университете 19 факультетов, и конкурс есть практически везде. И на педагогические, и на классические факультеты - психологический, юридический, журналистики.

- Ситуация с психологами и юристами мне понятна. А вот с учителями - не совсем. Ведь сейчас их зарплата не всегда дотягивает даже до прожиточного минимума...

- Дело в том, что это квалификация, которая всегда нужна обществу. Вы же знаете - учителя, врачи и аграрники востребованы во все времена. А ситуация с зарплатой, надеемся, изменится к лучшему.

- Много ребят после окончания вуза идут работать в школу?

- Среди наших выпускников-очников - 90 процентов.

- Если учесть, что в среднем по стране это 50%, цифра не маленькая. В чем же ваши секреты?

- Первый - в традиции. У наших абитуриентов не возникает вопроса - быть учителем или нет. Они знают, куда и зачем пришли. А второй секрет - в стажировке. Мы проводим ее уже больше 10 лет, помимо педагогической практики. На 5-м курсе в течение года наши студенты-выпускники работают в школах, в детских учреждениях. На ставку или полставки. Раньше ребята приходили на распределение и дрожали, боялись школы. А вот когда ввели стажировку - совсем другое дело. Они уже гордые! Спрашиваешь: "Как взаимоотношения с директором? - Плохие. Я в эту школу не пойду". Но это бывает редко. Как правило, ребят берут туда, где они проходят стажировку. А мы стараемся подбирать им школы, которые находятся ближе к дому. В условиях Москвы это очень важно.

- А могут ли приехать учиться к вам, в Москву, ребята с периферии?

- Конечно. Мы - государственный федеральный вуз и готовим учителей для всей России. Но учеба в столице - не единственный вариант. Ведь и проезд, и проживание в Москве многим не по карману. Поэтому последние 5 лет мы создаем сеть филиалов. Сейчас их уже 18.

- Так сколько же сейчас в университете иногородних студентов?

- Из 30 тысяч 21 - не москвичи. Если брать тех, кто непосредственно учится в Москве (их 9 тысяч человек), то 80% - это Москва и Московская область и 20% - иногородние. Здесь мы готовим учителей для столицы и области. Это в основном дневное и вечернее отделения. А что касается заочников, то там, где у нас нет филиалов, они съезжаются сюда на сессию.

- Как быть молодому человеку, который приехал в Москву и не смог поступить, - есть ли у него возможность остаться учиться за собственные деньги?

- Есть. И не только у москвичей. С учетом всех филиалов 30-40% наших студентов - внебюджетники.

- Они учатся за счет сокращения числа бюджетных мест?

- Нет, это неправильное представление. Если раньше, например, вуз готовил 5 тысяч специалистов на бюджетной основе, то якобы сейчас он готовит только тысячу, а четыре - за счет внебюджетных средств. Это не так. За последние годы государство ни разу не уменьшило нам контрольные цифры приема. На эти цифры мы и имеем бюджетный коэффициент. Но при этом деньги на "прочие расходы" начали получать только два года назад, а раньше - лишь на зарплату и стипендию. Все остальные траты - за счет внебюджетных средств.

- Есть и еще один стереотип отношения к платному образованию - за деньги учатся те, кто не "тянет" на бесплатный вуз.

- Я должен оправдать тех ребят, которые не проходят по конкурсу и поступают на внебюджетной основе. Если они хотят учиться, то, как правило, в течение года-двух догоняют бюджетников и неплохо занимаются. И к концу выходят хорошими специалистами, может быть, даже лучше тех, кто учился бесплатно. Потому что тот, кто поступил на бюджетной основе, стал спать больше, чем нужно. Кроме того, внебюджетники более требовательны, ведь они заплатили свои деньги. У нас даже были жалобы на то, что их не устраивает преподаватель - читает по бумажке или рассказывает старье.

А в отношении уровня подготовки - тоже все относительно. Когда я поступал в МГУ, у нас был конкурс - 15 человек на место. Поступил я один, а 14 ребят уехали домой с испорченной психикой. Но разве они были плохо подготовлены? Внебюджетная форма дала бы им шанс.

- Когда абитуриент недобирает баллы в серьезный вуз, это одно. Но ведь есть сейчас платные вузы, где и вступительных экзаменов нет - приноси деньги, будешь учиться.

- На мой взгляд, внебюджетную подготовку лучше проводить при государственных вузах. Потому что это заранее подготовленные учреждения - с коллективом хороших специалистов, с традициями, с отработанной школой преподавания. А она формируется не год и не два. Я думаю, что для становления хорошей школы нужно не менее десяти - пятнадцати лет. Пока соберется коллектив, пока люди поймут, что это место их постоянной работы, а не приработка, пока сложатся взаимоотношения со студентами...

- А сколько лет вашему вузу?

- Он был создан в 1951 году на базе Центра по заочному обучению ленинского пединститута. Так что нашим образовательным традициям в общей сложности уже больше ста пятидесяти лет. Первое название нашего вуза - Московский государственный заочный педагогический институт. Он готовил учителей для всей России. Сначала - только заочников, а потом у нас появилось и вечернее отделение. Есть у нас сейчас и очная форма обучения - уже 15 лет по просьбе правительства Москвы мы готовим учителей для Москвы и области.

В 1992 году мы стали называться Московским государственным открытым педагогическим институтом. А в январе 1995 года после двух аттестаций получили статус университета. У нас большая аспирантура, докторантура, диссертационные советы. Около 70 процентов преподавателей - кандидаты и доктора наук. По общественной аккредитации мы входим в первую пятерку педагогических вузов России.

- Насколько мне известно, почти два года назад вы еще раз изменили название.

- Не изменили, а дополнили. С 16 мая 2000 года университету присвоено имя Михаила Александровича Шолохова - классика нашей литературы. Это единодушная просьба нашего Ученого совета, которую поддержало московское правительство. Отношение к истории - критическая точка современного образования. В деле воспитания нельзя отказываться от хорошего прошлого. Почему мы должны отказываться от Шолохова? Из-за того, что кто-то сказал, что не он написал "Тихий Дон"? А от "Слова о полку Игореве" - потому что это якобы подделка? От великого поэта России Пушкина - потому что он не русский?

- Негативное отношение к прошлому часто основано на том, что информация по истории раньше преподносилась очень тенденциозно.

- Здесь я с вами абсолютно согласен. Сейчас важно, чтобы ребята не просто зубрили хронологию исторических дат. У них должна быть своя позиция в оценках. Именно этому и нужно учить - формировать свою точку зрения и уметь ее отстаивать. И здесь нужны новые формы обучения - прежде всего дискуссии, обсуждения. Мне кажется, что в своем вузе мы нашли такую форму.

- Есть, наверное, и еще одна критическая точка образования - воспитание детей?

- В начале 90-х годов говорили: давайте не будем вести воспитательную работу, уберем комсомол, профсоюзы. Тогда во многих вузах объединили общественные кадры, частично поразогнали преподавателей. Мы не впали в эти крайности. Все-таки люди, имеющие высшее образование, степени, понимают жизненную ситуацию. И сейчас мы постепенно возвращаемся к целенаправленной воспитательной работе. Начинали с празднования посвящения в студенты. Последние два года у нас заиграл театр. Появились литературные объединения. Есть и патриотическое воспитание. Отмечая 60-летие разгрома немецких войск под Москвой, мы посчитали необходимым побывать со студентами в Петрищево, на Поклонной горе, в Музее обороны Москвы. В этих памятных местах история оживает, начинаешь ощущать свою сопричастность с ней. Этого ни из какого учебника не почерпнешь, но без него душа может не проснуться и знания потеряют свою ценность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно