Это не марсианские хроники, а "ноу-хау" современных образовательных программ: Научить детей пользоваться наркотиками правильно. Абсурд? Нет, новая "логика": если уж попадет ребенок в плохую компанию, то сможет и правильно уколоться (с соблюдением всех гигиенических норм), и дозу подобрать самостоятельно. Да и вообще это в русле основной задачи современного образования - дать детям максимум информации. Там уж пусть сами решают: принимать наркотики или нет. А окружающие должны уважать их выбор...
Если же вы недостаточно прогрессивны и видите в этих доводах, мягко сказать, изъяны, давайте познакомимся с образовательными "новинками" поближе.
Для тех, кто интересуется историей вопроса
НЕ ДУМАЙТЕ, что повальное увлечение наркотиками сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Масштабов явления оно достигло лишь к середине XVIII века, когда английский королевский дом и то, что впоследствии стало финансовой олигархией, нашли новый источник быстрого обогащения. Таким источником сделалась торговля опиумом. Постепенно власть имущие осознали, что наркотики приносят не только деньги, но и позволяют за сохранность этих денег не волноваться. Ведь благодаря наркотикам протестную энергию молодежи (а именно силами молодежи совершаются революции) можно обезвредить, направить в другое русло: молодые уже будут думать не о справедливом мироустройстве, а о том, где и как достать наркотик подешевле. Кроме того, психика наркомана довольно быстро становится патологической: человек проникается безразличием к окружающей его реальности и полностью зависит от наличия или отсутствия наркотика. А такими людьми легко управлять.
Когда же в XX веке правящая англо-американская элита взяла курс на "бархатный геноцид", заявив, что планете грозит катастрофическое перенаселение и этому нужно воспрепятствовать, наркотизация молодежи стала одним из основных способов "выбраковки лишних". Не случайно именно в 60-е годы, когда влиятельнейшая международная организация под названием "Римский клуб" начала транслировать в массы идею перенаселения, западное общество подверглось первому натиску наркотической контркультуры.
Культура эта возникла отнюдь не стихийно, как думают многие. Она была тщательно продумана, спланирована или, как выражаются социологи, смоделирована. Делалось это в основном на государственные средства США, при активнейшем участии ЦРУ. К работе были привлечены многие очень известные ныне люди, такие как философ Маркузе, писатели Сартр и Олдос Хаксли, композитор Лири, поэт Аллен Гинсберг, психиатры Юнг, Камерон, этнологи Маргарет Мид, Грегори Бейтсон и многие-многие другие. На Западе все это хорошо известно и многократно описано. Мы же, не имея в советское время доступа к большинству западных источников, только сейчас начинаем делать для себя эти горькие открытия.
Профилактика или пропаганда?
НАШЕ государство до середины 80-х годов боролось с наркотиками вполне успешно. Если что-то втихаря и проникало, то такими крохотными порциями и в такие узкие круги, что не делало погоды. Ну и, конечно, милиция, суд, законодатели, медики выполняли госзаказ на подавление наркомании и наркоторговли. Результат был налицо: наркоманы у нас встречались настолько редко, что большинство людей за целую жизнь ни разу с ними не сталкивались и не знали, как они выглядят.
Однако со времен перестройки российская государственная политика в области наркомании поменялась самым радикальным образом. Под лозунгом свободы слова через все СМИ наркокультура обрушилась на общество мощнейшим потоком. С телеэкранов и газетных страниц не сходят примеры молодежных кумиров, прошедших через "наркотический рай", "крутится" реклама уникальных методов исцеления...
А теперь давайте подумаем, как нужно действовать наркомафии в таких условиях? Когда с одной стороны она всячески поддержана властью, с другой - заинтересована в максимальном охвате потенциальных клиентов, а с третьей - ощущает нарастающий гнев общества.
Способ есть, и он проверен веками: попытаться оседлать волну народного гнева и направить ее в безопасном для себя направлении. А что в данном случае безопасно? Переключить внимание с преступника на жертву. Мол, что с наркомафией бороться, она все равно непобедима, как жара летом и снегопад зимой. Это новая данность, в которой (вот он, перевод стрелки!) НАДО УЧИТЬ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Где это лучше всего сделать? - Правильно, в школе. А где наибольший охват клиентов? Ну, конечно, там же. Следовательно, вербовка клиентов должна проходить под прикрытием профилактики. И эта интеллектуальная задача была решена. Как? Пускай ответят сами "образовательные" программы.
Мы проанализировали довольно много методических материалов: Камалдинов Е. и др. "Я хочу провести тренинг", Антирейкина Л. И., Дума Е. А., Калашникова Ж. Ю. "Методическое пособие по профилактике нарко- и токсикомании в школе", Дейв Бурроу, Мурдо Байл, Франц Трауман, Юрий Саранков "Программа обучающего курса по профилактике ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации", "Программа снижения вреда" (голландская секция "Врачи без границ"), "Чей это выбор?" (программа "Перекресток", Российский благотворительный фонд НАН), "Охота на тебя" (выпущено Ассоциацией по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).
Но на самом деле вполне можно было ограничиться какой-нибудь одной программой, ибо все они выстроены по очень жесткой схеме, утверждается в них фактически одно и то же, стилистика - и та сходная.
О чем молчат новые программы
КОГДА-ТО была серия анекдотов про армянское радио, которое очень находчиво отвечало на самые сложные вопросы радиослушателей. А в одном из анекдотов говорилось, что армянское радио не может ответить только на два вопроса: откуда берутся клопы и куда деваются деньги. Так и "антинаркотические" программы понятия не имеют, откуда берутся наркотики и куда деваются огромные денежные потоки, возникающие в результате наркоторговли.
Не встретишь в этих программах и правдивого рассказа о том, что почти все подростково-молодежные СМИ осуществляют, как сейчас принято выражаться, "промоушен" (продвижение) наркотиков в массы.
И уж ни малейшего отвращения не вызывает в данных программах образ наркомана. Он такой же, как все, его ни в коем случае не надо сторониться, с ним надо дружить. "Желание человека принимать наркотики принимается как факт... К потребителю наркотиков относятся с уважением, как к любому полноправному члену общества" (программа "Снижение вреда", "Врачи без границ").
Это модель "снижения вреда". Она "не дает никаких оценок и суждений, касающихся употребления наркотиков, которое она рассматривает как один из образцов (!) социального поведения... Эта модель не рассматривает потребление наркотиков как что-то "плохое" само по себе...".
Ну, а в программе "Я хочу провести тренинг" очень доходчиво объясняется, что же такое, это пресловутое снижение вреда: "Достаточно трудно сразу прийти к самому безопасному поведению. А может, человек и не ставит перед собой такой цели... Начинать можно и с небольших изменений.
Вот она - та самая иерархия снижения риска:
1. Не начинай употреблять наркотики, если начал - прекрати.
2. Если употребляешь наркотики, не делай это инъекционным путем.
3. Если все же вводишь наркотик внутривенно, делай это только новым (стерильным) шприцем.
4. Если нет возможности каждый раз пользоваться стерильным шприцем, по крайней мере, никогда не пользуйся чужим.
5. Если пользуешься чужим шприцем, всегда дезинфицируй его".
Какое же ледяное сердце надо иметь, чтобы выстраивать такую "гуманную" иерархию! По этой логике, врачи совершенно не должны откачивать самоубийц. Разве можно оказывать на человека давление?! Он делает свой свободный выбор. Наш гражданский долг лишь снабдить его инструкцией. Поскольку наркомания и есть форма самоубийства, в данной аналогии нет натяжек. Модель снижения вреда фактически ориентирует юных наркоманов на как можно более "безопасное" самоубийство.
Пожалейте наркомана!
ВПРОЧЕМ, и заявленная в программах "медицинская модель" не менее "гуманна". В соответствии с ней "химическая зависимость рассматривается как заболевание, а подверженный зависимости - как человек, страдающий хронической прогрессирующей болезнью". Симптоматично и то, как заявлена основная цель работы по медицинской модели: "Целью... является начало выздоровления индивидуума - процесса, который длится всю его жизнь".
Не правда ли, трогательная гармония? Одни всю жизнь травят, другие всю жизнь лечат. Оригинальное, однако, лечение, которое длится до самой смерти наркомана.
Педалирование темы болезни, да еще тяжелой, хронической, длящейся всю жизнь, выполняет в "антинаркотических" программах многоцелевую функцию:
- Во-первых, это снимает ответственность с наркомана: с больного и взятки гладки.
- Во-вторых, человек, который смеет порицать наркомана, автоматически записывается в разряд злодеев: разве можно порицать и без того несчастного горбуна за его горб? Таким образом создается перевернутая система ценностей: осуждается не порок, а люди, смеющие этот порок обличать.
- В-третьих, внушается, что стать наркоманом может каждый, ведь никто не застрахован от болезни. Попробуй уберегись от гриппа во время зимней эпидемии! В программах прямо говорится, что специалисты рекомендуют бороться с убеждением "Это не может случиться со мной". Скажите, ну разве это не агитка? Как ведет себя подавляющее большинство людей, осознав неизбежность какого-то явления? Они перестают сопротивляться, покоряются судьбе. Это еще в большей степени относится к подросткам, у которых стадное чувство проявлено особенно сильно.
- В-четвертых, перевод разговора о наркомании в плоскость болезни способствует вербовке новых "больных" еще и потому, что о больном заботятся, его жалеют, ограждают от трудностей. А многим подросткам этого так не хватает! По наблюдениям наркологов, почти у всех наркоманов в анамнезе разлаженные отношения с родителями, чувство одиночества, "недолюбленности".
- В-пятых, концепция наркомании как тяжкой болезни успокаивает совесть родителей. Разве можно уберечь ребенка от гриппа? Особенно подростка, ведь он бывает и в школе, и на улице, и в транспорте, и в магазине, и в гостях у приятеля. Практически все рекомендации родителям наркомана сводятся к необходимости отвести его к врачу. Нет нужды пересматривать всю свою жизнь, каяться, пытаться понять, в чем твоя вина, где ты недосмотрел, чего недодал, когда пожалел время на прогулку, чтение или беседу, что думал и говорил ты сам, с кем общался, какие фильмы смотрел, устало лежа на диване после работы, какие газеты, уходя, оставлял на столе, забыв о детском любопытстве.
- Ну и, наконец, в-шестых, "медицинская модель" совершенно исключает поиск и наказание преступников. Только сумасшедший будет доискиваться, кто распространил вирус гриппа и где первоисточник распространения. Бабуинов, что ли, наказывать в африканских джунглях или комаров с болот Колхиды?
А между тем источник распространения наркомании вовсе не бабуин и уж тем более не комар. И живет, быть может, в соседнем с вами подъезде, о чем знает как минимум полдома. Конечно, в государстве, реально заинтересованном в борьбе с наркоманией, с такими "источниками" прежде всего разбираются органы милиции. Но и в обстановке попустительства со стороны государства общество все равно имеет в своих руках вполне эффективный рычаг воздействия. Этот рычаг - общественное мнение. Никакому человеку, даже преступнику, не хочется позора, не хочется, чтобы на него показывали пальцем как на ублюдка или подонка. И школьные программы могли бы сориентировать подростков на соответствующее отношение к наркоторговцам. Но это, разумеется, не входит в планы "медицинской модели".
О том, какими же знаниями и умениями предлагается "обогатить" наших детей на школьных уроках, - читайте в одном из следующих номеров "Семейного совета".