Речь идет о детях с нарушениями интеллекта. И в данном случае не так уж и важны спортивные успехи. Гораздо важнее то, что эти занятия помогут ребятам адаптироваться в жизни. О том, как детям с нарушениями интеллекта заниматься спортом, мы беседуем с директором паралимпийской программы Российской ассоциации "Олимп" Игорем Юрьевичем КОПЫЛОВЫМ.
- Чем быстрее родители отдадут своего ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, тем лучше. И наиболее оптимальный вид спорта, я считаю, - игровой. В играх человек гораздо раньше раскрывается. А дальше необходима консультация специалистов, которые и помогут найти наилучший вариант занятий. Если ребенок "вработается", привыкнет ходить на тренировки, в будущем ему будет легче дисциплинировать себя. Да и в более позднем возрасте, когда появляются дополнительные соблазны, спорт поможет не потерять себя в этой жизни.
- Работа с такими детьми требует, наверное, особой специфики?
- Тренеры с большой буквы не делают разницы между здоровыми и больными. Наших подопечных жалеть нельзя. От них надо требовать, как от здоровых, только тогда будет результат.
Ведь физически они здоровы, просто у них иная внутренняя структура психики. Они более неуравновешенные, легковозбудимые. Если что-то не получилось, воспринимают это очень остро. Допустим, в начале игры ошибся несколько раз, в итоге может вообще встать и не продолжать игру. Здесь большую роль играет психологический подход.
- А какие-то соревнования для детей с нарушением интеллекта проводятся?
- Проводятся чемпионаты страны - так их квалифицирует наш внутренний календарь. Но у меня как профессионального спортивного работника язык не поворачивается назвать это чемпионатом. Потому что уровень результатов, показанных здесь, не соответствует его требованиям. А ведь мы имеем право за победу в турнире подобного ранга присваивать звание "Мастер спорта". У нас только среди пловцов четверо питерцев и двое москвичей показывают приличные результаты, остальные - на голову ниже. Ни о каком чемпионате России речи быть не может. Поэтому между собой мы называем наши соревнования Всероссийскими.
- То есть таким детям выполнить норматив мастера спорта нереально?
- Согласно нашей единой спортивной классификации - нет. Физически он готов, но когда нужно включить голову, заняться тактикой, он на это не способен, так как отсутствует абстрактное мышление. Ребенка можно чему-то научить, но уже через несколько минут все забудется.
- Занятия спортом могут хоть в какой-то степени компенсировать интеллектуальное отставание?
- Оно не лечится, и люди, имеющие такой диагноз, получают инвалидность. Но постоянно общаясь, выезжая на соревнования, они лучше адаптируются в обществе и становятся более подготовленными к дальнейшей жизни.
Десять лет назад ребята, которые сейчас входят в состав сборной России по футболу, сидели на невралептиках. А сейчас двое из них получили квартиры, с них сняли инвалидность. Это не значит, что их вылечили, просто они социально адаптировались. Так что спорт действительно компенсирует интеллектуальные нарушения.