Помните, сколько компаний, собирающих деньги с граждан на строительство жилья, приказало долго жить? Вместе со строительной компанией исчезали, как правило, и деньги вкладчиков. Поэтому в недрах Госстроя РФ разработали закон о защите частных инвесторов, который прошел уже первое чтение в Госдуме. Только вот сможет ли он уберечь средства граждан, вложенные в строительство дома, при крахе компании?
Надежность фирмы определяет покупатель
По статистике, в России строится порядка 30 млн. квадратных метров жилья. При этом 15-20 млн. квадратных метров составляют площади безнадежного недостроя. Это означает, что строительные риски колоссальны. "Поэтому с этого года из госбюджета изъяты все программы, направленные на строительство жилья за счет бюджетных средств, - поясняет ситуацию заместитель председателя Госстроя РФ Владимир Пономарев. - Сейчас есть только адресные субсидии. И граждане сами выбирают, где и с кем им заключать договор".
Из слов чиновника из Госстроя можно сделать вывод, что нынешняя государственная стратегия в области жилищной политики направлена на то, чтобы государственные бюджетные средства не шли напрямую строителям. Связано это с тем, что государство не хочет рисковать своими деньгами. Порой строители их перекидывают с объекта на объект, в итоге и возникает этот пресловутый недострой.
В конечном счете страдают люди. Или от недостроя, или от банкротства компании, руководство которой скрылось с остатками денег граждан. Или, того хуже, оттого, что одна квартира продана сразу нескольким. А ведь у государства гораздо больше возможностей проверить надежность любой компании. И это понимают в Госстрое.
Для того, чтобы люди могли вкладывать свои накопления без риска их потерять в недвижимость еще на уровне фундамента, и был разработан проект закона "О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья".
По мнению В. Пономарева, это первая попытка сделать деятельность компаний, привлекающих деньги граждан, прозрачной. Нужен компетентный орган, который мог бы профессионально разобраться и сказать: соответствует данная фирма определенным стандартам или нет. Но даже если фирме вынесен положительный вердикт, риск все равно остается (к примеру, политические или экономические изменения в стране). Так что в любом случае последнее слово должно оставаться за самим человеком. Только он решает, участвовать ему в строительстве дома с этой компанией или поискать другую.
Деньги вернут страховщики
Риэлторы и девелоперы без особого энтузиазма восприняли этот проект закона. По мнению президента РГР Виталия Вотолевского, в этом проекте на первое место поставлено привлечение средств, поставлена идеология финансового института, а не защита граждан. Государство если уж такой закон предлагает, должно озаботиться тем, чтобы были созданы специальные страховые или какие-то другие фонды. Оно должно нести ответственность, в том числе и финансовую, если строительная или девелоперская компания не выполнит своих обязательств. "Поэтому я считаю, - сказал В. Вотолевский, - что проект этого закона крайне далек от реальной практики. Кроме того, государство всегда говорит об уменьшении вмешательства в бизнес, а этот закон, напротив, это вмешательство увеличивает".
Ответственность несет государство
Более категоричен в критике проекта закона был вице-президент РГР Андрей Гусев:
- С моей точки зрения, такой закон не только не нужен, но он даже вреден для покупателей квартир. Все знают, что на "нуле" квадратный метр значительно дешевле, нежели в готовом доме. А почему? Да потому что рискованное мероприятие. Если выйдет закон, который сведет инвестиционные риски к нулю, то цены за квадратный метр в строящемся и готовом доме сравняются. Хотя сейчас тем покупателям, кто рискует, квартира обходится процентов на 20-25 дешевле. Будут ли они довольны таким раскладом? Думаю, что нет.
Кроме того, законов, защищающих граждан, у нас вполне хватает, но нет системы их исполнения. Вот в чем главная проблема. В совокупности Гражданский кодекс и закон "О защите прав потребителей" дают колоссальную защиту, но судебная система неповоротлива и защищает человека очень медленно. На этом нередко играют мошенники. Если есть судебное решение, то должны быть сразу арестованы все счета компании. Но пока суд примет по этому вопросу свое решение, руководство компании вместе с остатками денег граждан уже успевает скрыться.
Поэтому функцию защиты человека должно взять на себя государство. Как делается на Западе в отношении банков? Там государство контролирует и проверяет их отчетность, собирает документацию и говорит: да, вот с этим банком все в порядке, и люди несут туда деньги. Но если что-то случится с банком, то государство несет за это ответственность. А у нас?
Мы будем только собирать документы, а отвечать ни за что не будем. Именно так написан предлагаемый проект закона. Там нет самого главного, нет защиты потребителя. Тогда для чего "продвигается" закон? Чтобы у чиновников была работа, чтобы депутаты могли отрапортовать: мы работаем над защитой прав потребителей, будем контролировать денежные потоки всех частных инвесторов. Но это же мешает развитию рынка.
А нужен ли закон?
Безусловно, нужен. Поскольку люди в процессе долевого строительства недостаточно защищены Гражданским кодексом и законом "О защите прав потребителей". Ведь прежде чем строить по ним судебную защиту, надо знать, на какую статью ссылаться.
Поэтому для граждан без высшего юридического образования необходим документ, где было бы все конкретно сказано. Я должен четко знать, что будет, если я вложу куда-то свои деньги, заключу с фирмой договор, а она не выполнит обязательств. И у меня не должна болеть голова о том, вернет мне деньги сама фирма или выплатят неустойку из государственного кармана.
Вот если подобный закон будет принят, то припрятанные в стеклянных, жестяных и других банках деньги населения будут в больших количествах инвестироваться в жилищное строительство. А значит, и улучшать экономику всей страны.