Правительство России собирается усилить контроль за деятельностью коммерческих банков. Какие меры в связи с этим намерено предпринять руководство Банка России? Нам отвечает председатель Центрального банка Сергей ДУБИНИН.
МЫ ВВОДИМ нормативы контроля банковской деятельности, которые соответствуют международным стандартам. Это будет происходить постепенно, чтобы уже с 1 января 1997 г. мы смогли ко всем банковским институтам предъявлять свои высокие требования. Закон "О банках и банковской деятельности" дает нам возможность контролировать ряд сфер банковской деятельности, дотянуться до которой мы раньше могли только указами Президента. В частности, это относится к банкам с участием иностранного капитала. В Центральном банке обсуждаются документы по надзору и санации, затем мы их направим в Ассоциацию российских банков и в другие подобные объединения. Будет создан департамент или другая структура по реорганизации банков, оказавшихся в затруднительном положении.
Дальше нельзя терпеть положение, когда банки лишаются лицензии, но продолжают функционировать. Это вносит дезорганизацию, нарушает очередность погашения долгов перед кредиторами. Пора покончить и с отсутствием у ЦБ юридических инструментов, чтобы заставить банки, попавшие в тяжелое положение, сменить администрацию, ввести временное управление, начать работать по ликвидации неплатежеспособности. По нынешнему положению это могут сделать его учредители, но, как правило, они на это не идут. Значит, нужно дать право специальному органу вводить временные администрации с участием кредиторов. Все это должно быть срочно введено в действие - даже за счет внутренних резервов самой банковской системы.
Придется предложить самим банкам подумать о возможности "санации". Даже те из них, которые сейчас в прекрасном положении, должны посмотреть на структуру своих активов: не чрезмерны ли их начинания, удачны ли их решения, какова рисковость кредитного портфеля? Если они сами проведут такую очистительную работу, за это мы предложим им определенный доступ к окну рефинансирования Центрального банка. Те, кто в тяжелом положении, должны подумать, как им реорганизоваться или слиться с более устойчивыми банковскими институтами. Особенно это актуально в регионах, где банки повально оказываются в положении частичной неплатежеспособности.
Это типично отечественное явление. За рубежом, если банк не платит или задерживает платежи, его через суд признают банкротом со всеми вытекающими последствиями. У нас этого не происходит потому, что клиенты боятся потерять все и... терпят.
Сейчас Сбербанк имеет 30 тысяч филиалов, Агропромбанк - около 12 тысяч. Банков, имеющих лицензии, у нас примерно 2,4 тысячи. Но устойчивых и надежно работающих банков явно не хватает. А "проблемных" - больше чем достаточно.
Кстати, устойчивым и хорошо работающим может быть и маленький банк. Совершенно необязательно быть гигантом. Необязательно их всех сваливать в одну кучу и надеяться, что управление от этого станет эффективнее. Хотя крупная финансовая структура в большей степени способна привлечь вклады, так как выглядит надежнее и внушает доверие. Такую цель, как сокращение числа коммерческих банков, мы ставить не будем. Слияние и реорганизация - это не план по снижению "поголовья" банков, это план по выработке устойчивых структур. Если рядом с устойчивыми банками будут возникать и развиваться другие, не менее устойчивые, это будет только во благо. А жизнь сама рассудит: в Америке число банков колеблется от 14 до 15 тысяч, каждый год кто-то становится банкротом или основываются новые банки - это нормально.